ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-353/2023 от 29.11.2023 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Александрова А.В.

Дело № 7п-353/2023

19MS0026-01-2023-001274-42

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2023 года г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – и.о. начальника Муниципального казенного учреждения «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 20.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – и.о. начальника Муниципального казенного учреждения «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района» (далее - МКУ Управление ЖКХ) ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 20.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на два года.

Не согласившись с постановлением суда, ФИО1 обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Приводя фактические обстоятельства дела, не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Указывает на принятие мер к исполнению предписания, в том числе ссылается на письма, направленные в июне 2022 года и январе 2023 года в администрацию Аскизского района. Считает, что органом административной юрисдикции не представлено доказательств свидетельствующих о ее виновности в совершении административного правонарушения. Ссылаясь на рассмотрение Арбитражным судом Республики Хакасия дела по заявлению Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия к МКУ Управление ЖКХ о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации в сумме 196 809 рублей 74 копеек, полагает, что в случае отказа в иске, указанное обстоятельство может свидетельствовать о незаконности вынесенного административным органом предписания в адрес МКУ Управление ЖКХ.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Повторное совершение должностным лицом указанного административного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на два года (ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Выводы суда первой инстанции о невыполнении и.о. начальника МКУ Управление ЖКХ ФИО1 в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля, совершенного повторно подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

К таким доказательствам суд первой инстанции обоснованно отнес, в том числе:

- приказ Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении плановой выездной проверки в МКУ Управление ЖКХ (т. 1 л.д. 71-74);

- представление № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, вынесенное в адрес МКУ Управление ЖКХ о допущенных нарушениях Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), законность которого не оспаривалась и срок исполнения которого был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В представлении содержится требование об устранении нарушений: возместить в Министерство образования и науки Республики Хакасия для последующего перечисления в федеральный бюджет на КБК «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, из бюджетов субъектов Российской Федерации» суммы неправомерно израсходованных средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 223 319,95 руб. путем взыскания с подрядчика или виновных лиц, или за счет средств Учреждения либо выполнения предъявленных к оплате работ, устранения поставщиком не соответствия товара условиям муниципального контракта и документов о приемке выполненных работ. Срок исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Путем направления подрядчику скорректированного требования об оплате неустойки. Срок исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в настоящем представлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию на общую сумму 196 809,74 руб. за счет средств МКУ Управление ЖКХ либо путем направления требований о возврате средств к подрядчику и перечислить указанные средства в Министерство образования и науки Республики Хакасия для последующего возврата в доход федерального бюджета по КБК «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, из бюджетов субъектов Российской Федерации» Срок исполнения требований предписания до ДД.ММ.ГГГГ.;

- постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении и.о. начальника МКУ Управление ЖКХ ФИО1 к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, оплаченный согласно платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт неисполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ УФК по РХ отражен в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, содержащем объяснения, из которого следует, что неисполнение предписания в полном объеме ФИО1 не оспаривалось.

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное положение и.о. начальника Муниципального казенного учреждения «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района» ФИО1 подтверждается распоряжением № , из которого следует, что ФИО1 занимала должность и.о. начальника Муниципального казенного учреждения «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района» в ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 41).

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, поскольку и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ» ФИО1 ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности и не принято достаточных мер для своевременного исполнения законного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ органа государственного финансового контроля в установленный срок, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления вины должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Законность предписания № от ДД.ММ.ГГГГ проверена судом первой инстанции. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

Положениями статьи 269.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, при осуществлении которых направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Часть 3 данной нормы устанавливает осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу положений ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с п. 9 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание, в частности не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока исполнения представления в случае неустранения нарушения либо частичного неустранения нарушения в установленный в представлении срок.

Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100) обязывает должностных лиц органа контроля направлять представления, предписания в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации ( под. «ж» п.4).

Положения приведенных норм позволяют прийти к выводу о том, что в случае установления в результате внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений БК РФ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют требование о принятии мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, причин и условий таких нарушений, отраженных в представлении (п. 2 ст. 270.2), а при не выполнении таких требований – требование по принятию мер о возмещении причиненного ущерба публично правовому образованию (п. 3 ст. 270.2) и предписание в рамках БК РФ выдается, в частности, в случае неисполнения представления.

Как следует из положений ст. 162 БК получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ в целях достижения результата федерального проекта по субъекту РФ, в целях финансового обеспечения которых предоставлялся иной межбюджетный трансферт.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от 16.12.2019 № 4) утверждено распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на 2019г. Согласно утвержденному распределению муниципальному образованию Аскизский район предоставляется субсидия на сумму 93 975 367,61 рубль. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законом Республики Хакасия от 21.12.2018 № 82 – ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», государственной программой Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 556, между Минобразования Хакасии и Администрацией Аскизского района Республики Хакасия заключено соглашение от 25.03.2019 № 95608000-2019-1. Пунктом 4.3.9 указанного соглашения предусмотрено, что в случае направления субсидии на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программа дошкольного образования Муниципалитет берет на себя обязательство обеспечить за счет средств местного бюджета создание не менее 120 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет путем строительства, реконструкции, выкупа, перепрофилирования, капитального ремонта, поддержки государственно-частного партнерства, концессионных соглашений в период действия соглашения.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ контрольное мероприятие проведено в отношении средств предоставленных МКУ Управление ЖКХ из бюджета Муниципалитета, в соответствии с Решением Совета депутатов Аскизского района от 26.12.2018 № 114-рс (ред. от 26.12.2019) «О бюджете муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». По результатам проверки установлено, что в нарушение ст. 132.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от№ 1642, МКУ Управление ЖКХ допущено неправомерное использование средств иного межбюджетного трансферта, что выразилось в оплате фактически невыполненных работ по муниципальному контракту от 04.12.2019 № 38Д-19т. в осуществлении приемки постановленного товара, несоответствующего условиям муниципального контракта от 05.09.2018.

Исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, в том числе данный акт проверки, суд первой инстанции установил, что МКУ Управление ЖКХ допущены нарушения закона, в результате которых причинен ущерб публично-правовому образованию в определенной сумме, в связи с чем выдано предписание № 2 от 29.04.2022. Согласно данному предписанию необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию на общую сумму 196 809,74 рублей за счет средств МКУ Управление ЖКХ либо путем направления требований о возврате средств к подрядчику и перечислить указанные средства в Министерство образования и науки Республики Хакасия для последующего возврата в доход федерального бюджета по КБК «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, из бюджетов субъектов Российской Федерации».

Указанное предписание от 29.04.2022 № 2 в установленном законом порядке не обжаловано. Уважительных причин неисполнения указанного предписания органа муниципального финансового контроля суду представлено не было. Кроме того сведений и документов о принятии исчерпывающих мер о возмещении причиненного ущерба публично правовому образованию, суду не представлено. Кроме того из жалобы следует, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в требования предписания не исполнены.

Поскольку законное предписание органа государственного (муниципального) финансового контроля было вынесено уполномоченным лицом и в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, требования, указанные в предписании, в установленный срок должностным лицом органа местного самоуправления не выполнены, то доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности постановления судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия.

При этом утверждения заявителя о рассмотрении Арбитражным судом Республики Хакасия дела № по иску Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия к МКУ Управление ЖКХ о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации в сумме 196 809 рублей 74 копеек, о незаконности предписания не свидетельствуют.

Доводы, содержащиеся в жалобе ФИО1 о принятии ею своевременных и достаточных мер к исполнению предписания № от УФК по РХ, со ссылкой на ряд писем, направленных в адрес Главы администрации Аскизского района Республики Хакасия для решения вопроса о предоставлении дополнительных денежных средств с целью возмещения ущерба, проверялись судом первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание, так как опровергаются исследованными судом доказательствами.

В частности, суд первой инстанции верно учел, что ссылки должностного лица о принятии мер для надлежащего исполнения предписания о выделении денежных средств для возмещения ущерба, не свидетельствуют о том, что неисполнение предписания вызвано чрезвычайными обстоятельствами, находящимися вне контроля ФИО1, приняв при этом во внимание временной период с момента вынесения 24.12.2021 представления, а 29.04.2022 предписания, и отсутствие своевременных, необходимых и достаточных мер по его исполнению. Каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению предписания УФК по РХ должностным лицом, не усматривается.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения и направлены на иное толкование норм права, что само по себе не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Назначая и.о. начальника Муниципального казенного учреждения «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района» ФИО1 наказание, суд первой инстанции обоснованно учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, и мотивировал свои выводы о назначенном наказании.

Оснований сомневаться в обоснованности назначения наказания в виде дисквалификации не имеется. Санкция ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания в виде дисквалификации сроком на два года.

Как усматривается из материалов дела, при назначении ФИО1 административного наказания судом требования ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку допущенное нарушение требований законодательства существенно нарушает охраняемые общественные отношения. Указанное административное правонарушение посягает на порядок управления и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных вредных последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства наличия исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащим образом ФИО1 выполнить установленную законом обязанность и способных послужить основанием для вывода о малозначительности, а прекращение производства по делу по приведенному основанию не обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, её жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай