ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-362/2016 от 22.11.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 октября 2016 года,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 октября 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе в Архангельский областной суд и дополнениях к жалобе ФИО1 просит отменить вынесенное судьей постановление и прекратить производство по делу.

Мотивирует жалобу тем, что частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, в то время как ему вменяется в вину нарушение условий «Положения о конкурсной комиссии по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования».

Распорядителем бюджетных средств и должностным лицом не является, обязанности председателя комиссии исполнял временно. Секретарь комиссии не сообщил, что документация на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретение энергоэффективного оборудования и уплату лизинговых платежей не соответствует порядку предоставления субсидий. Повлиять на результаты голосования членами комиссии он не имел возможности.

В областном суде ФИО1 и его защитник ФИО5 жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и дополнений, выслушав объяснения ФИО1 и защитника, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены постановления.

Постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп утверждены государственная программа Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)" и Положение о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования.

Постановлением Правительства Архангельской области от 16.06.2015 № 228-пп утверждены изменения, внесенные в постановление Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 года N 487-пп.

В соответствии с внесенными изменениями, пунктом 9 раздела III и пунктом 20 раздела IV указанного выше Положения предусмотрено, что организацию и проведение конкурса осуществляет министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на основании протокола конкурсной комиссии о рассмотрении заявок принимает решение о победителях конкурса, определяет размер субсидии и издает распоряжение о выделении субсидии.

Постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 октября 2015 года № 93-п утверждено Положение о конкурсной комиссии по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования.

ФИО1 работает в должности заместителя министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (л.д.50).

16 ноября 2015 года состоялось заседание конкурсной комиссии по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования. Обязанности председателя конкурсной комиссии исполнял ФИО1

Решением конкурсной комиссии от 16 ноября 2015 года приняты к рассмотрению и признаны прошедшими отбор объекты топливно-энергетического комплекса, предложенные хозяйствующими субъектами, с присвоением им рейтинговых оценок.

Приложением № 2 к протоколу хозяйствующему субъекту - ООО «<данные изъяты>» присвоен рейтинг 21 балл. Требуемая сумма из областного бюджета на возмещение части затрат хозяйствующему субъекту на приобретенное им энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования составила 19 069 300,0 рублей.

Постановлением конкурсной комиссии министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области подготовить распоряжение, предусматривающее выделение средств субсидии на финансирование отобранных конкурсной комиссией мероприятий на основании присвоенных рейтинговых оценок и обеспечить подписание договоров о предоставлении субсидии.

На основании протокола заседания конкурсной комиссии от 16 ноября 2015 года, министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области принято решение № 617-р от 27 ноября 2015 года о выделении субсидии из средств областного бюджета ООО «<данные изъяты>» в сумме 19 069 300,0 рублей на объект «<данные изъяты>» по мероприятию «<данные изъяты>» (л.д.24).

27 ноября 2015 года министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и ООО «<данные изъяты>» заключили договор № 203-ПЭО-01 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования.

В пункте 1.2 Договора оговорено, что субсидия предоставляется получателю на цели, установленные в пункте 4 Положения № 228-пп от 16 июня 2015 года, в соответствии с областным законом от 16 декабря 2014 № 220-13-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов». Платежным поручением от 03 декабря 2015 года № 716235 хозяйствующему субъекту - ООО «<данные изъяты>» перечислены денежные средства в размере 19 069 300,0 рублей (л.д.25-28).

Контрольно-счетная палата Архангельской области, являющаяся органом внешнего государственного финансового контроля, на основании плана работы на 2016 год и распоряжения председателя контрольно-счетной палаты от 17 февраля 2016 года № 6-р провела проверку использования средств областного бюджета в 2015 году (л.д.29-41, 45-49).

Проверкой выявлено, что ООО «<данные изъяты>» представило в составе заявки на участие в конкурсе договор от 14 марта 2013года № 3/13, заключённый с ООО «<данные изъяты>» на поставку оборудования на общую сумму 23 686 000,0 рублей и включило указанную сумму в расчет субсидии на возмещение затрат, понесенных в 2015 году.

Однако, как следует из договора и товарной накладной, поставка всего оборудования осуществлена в 2013 году, груз получен ООО «<данные изъяты>» в 2013 году.

Платежным поручением от 11 апреля 2013года №00580 ООО «<данные изъяты>» перечислило на счет ООО «<данные изъяты>» 23 686 000,0 рублей.

Между тем, субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям на возмещение части затрат на приобретенное ими в 2014-2015 годах энергоэффективное оборудование. Предоставление субсидии на возмещение затрат на приобретенное ранее 2014 года оборудование противоречит условиям предоставления субсидии.

Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 настоящего Кодекса.

Поэтому выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

В жалобе на судебное постановление ФИО1 не оспаривает, что исполнял обязанности председателя конкурсной комиссии, которая приняла решение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат ООО «<данные изъяты>» на приобретенное им энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования в размере 19 069 300,0 рублей.

Не оспаривает и то, что на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 16 ноября 2015 года, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области приняло решение № 617-р от 27 ноября 2015 года о выделении субсидии из средств областного бюджета ООО «<данные изъяты>» в сумме 19 069 300,0 рублей.

Доводы жалобы ФИО1, что ему вменяется в вину нарушение условий «Положения о конкурсной комиссии по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования», в то время как частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, ошибочны.

ФИО1 вменяется в вину нарушение условий предоставления субсидии ООО «<данные изъяты>». Допущенное нарушение выразилось в предоставлении субсидии на возмещение затрат на приобретенное ранее 2014 года оборудование.

Не влекут отмену судебного постановления доводы дополнительной жалобы ФИО1, что в Положении о конкурсной комиссии по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования, отсутствует указание, за какие годы предоставляются субсидии.

Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Архангельским областным Собранием депутатов принят Закон Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Приложением N 18 к областному закону от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ установлен Порядок предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Пунктом 13.1 названного Порядка установлено, что субсидии на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам предоставляются теплоснабжающим, организациям и организациям водопроводно-канализационного хозяйства, реализовавшим, в том числе в рамках энергосервисных договоров (контрактов), мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечившим ввод в эксплуатацию реконструированных или построенных объектов в 2014-2015 годах.

В силу пункта 13.2 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".

Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области" утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)"

Государственная программа Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)" утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)"

Таким образом, Бюджетным кодексом РФ и Законом Архангельской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Архангельской области установлено, что субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям на возмещение части затрат на приобретенное ими в 2014-2015 годах энергоэффективное оборудование.

В областном суде ФИО1 признал, что при подготовке к заседанию конкурсной комиссии не ознакомился с законом Архангельской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Не ознакомился с Порядком предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам, с подпрограммой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области" и государственной программой Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".

Не принимаются доводы жалобы ФИО1, что он не являлся должностным лицом, что обязанности председателя конкурсной комиссии исполнял временно, секретарь комиссии не сообщил, что документация ООО «<данные изъяты>» не соответствует порядку предоставления субсидий.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Исполняя обязанности председателя конкурсной комиссии, ФИО1 в соответствии с пунктами 5,10,12,15 Положения о конкурсной комиссии возглавлял комиссию и руководил ее деятельностью. Назначал дату, время и место проведения заседания комиссии, проводил заседание комиссии, имел право запросить информацию, необходимую для работы комиссии.

Непосредственно, а не только по докладу секретаря комиссии, имел право ознакомиться с документами, поступившими от хозяйствующих субъектов, и ознакомить с ними членов комиссии. Запрашивать у заявителей - хозяйствующих субъектов пояснения по представленной документации и обоснования её соответствия требованиям Положения. При равенстве заключений членов комиссии решающим являлось заключение председателя конкурсной комиссии (л.д.13-14).

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ, ФИО1, исполняя обязанности председателем конкурсной комиссии, осуществлял организационно-распорядительные функции и, следовательно, являлся должностным лицом.

Порядок и условия проведения конкурсов установлены Положением о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 16.06.2015 № 228-пп.

Обладая широкими полномочиями председателя конкурсной комиссии, ФИО1 не принял всех необходимых мер по соблюдению порядка и условий проведения конкурса по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования.

Пунктом 14 Положения о конкурсной комиссии установлено, что решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии, при этом, протокол заседания комиссии содержит распределение средств областного бюджета на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, прошедших отбор и имеющих наиболее высокий рейтинг.

Из протокола заседания конкурсной комиссии от 16.11.2015 видно, что обязанности председателя комиссии исполнял ФИО1, и протокол заседания комиссии подписан им и секретарем комиссии (л.д.20-22).

Несостоятельны доводы жалобы ФИО1, что целью создания комиссии являлся отбор мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а не принятие решения о предоставлении субсидии.

Пунктами 12-14 и 19-24 Положения о порядке проведения конкурса по представлению субсидий установлены полномочия комиссии и алгоритм действий министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области после принятия комиссией решения. При этом алгоритм действий министерства не предусматривает возможности изменить решение комиссии полностью или в части.

Так, в соответствии с пунктами 12,14 Положения о порядке проведения конкурса отбор мероприятий осуществляется комиссией на основании поступивших в министерство заявок в соответствии с критериями рейтинговой оценки, в рамках комиссии осуществляется выстраивание по рейтингам заявленных мероприятий.

Министерство принимает решение о победителях конкурса, определяет размер субсидии и издает распоряжение о ее выделении на основании протокола конкурсной комиссии о рассмотрении заявок (пункт 19).

Протокол конкурсной комиссии о рассмотрении заявок публикуется министерством на сайте министерства в сети «Интернет». Участники конкурса информируются министерством о решении, принятом на основании протокола комиссии, решение может быть обжаловано (пункт 20). После утверждения изменений министерство заключает с победителем конкурса договор о предоставлении субсидии (пункт 23).

Из протокола заседания конкурсной комиссии от 16.11.2015, следует, что комиссия постановила: присвоить рейтинговые оценки объектам ТЭК (пункт 2); министерству ТЭК и ЖКХ Архангельской области подготовить распоряжение о выделении средств отобранным комиссией мероприятиям на основании присвоенных рейтинговых оценок, обеспечить подписание договоров о предоставлении субсидий (пункт 3).

Таким образом, решение конкурсной комиссии о предоставлении субсидии хозяйствующему субъекту являлось обязательным для министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

Не состоятельны доводы жалобы ФИО1, что он не являлся распорядителем бюджетных средств.

Согласно основным понятиям и терминам, данным в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области является органом государственной власти, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".

ФИО1 занимает должность заместителя министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и в соответствии с подпунктами 24 и 55 пункта 12.1 должностного регламента отвечает за реализацию региональной программы Архангельской области в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Осуществляет полномочия государственного заказчика государственных программ Архангельской области (л.д.51-58).

Следовательно, ФИО1 является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к хозяйствующим субъектам, получившим субсидию.

Являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, ФИО1 путем утверждения решения конкурсной комиссии обеспечил предоставление хозяйствующему субъекту - ООО «<данные изъяты>» субсидии из областного бюджета.

Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, влечет административную ответственность по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ. С учетом изложенного, нахожу правильным решение судьи о привлечении ФИО1 к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения.

Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Административный штраф на ФИО1 наложен в пределах установленной законом санкции.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Неправильное указание в протоколе об административном правонарушении даты совершения административного правонарушения не влечет отмену судебного постановления.

27 ноября 2015 года имело место реализация (исполнение) подписанного ФИО1 постановления конкурсной комиссии о предоставлении субсидии ООО «<данные изъяты>».

Событие, повлекшее нарушение условий предоставления субсидии ООО «<данные изъяты>», имело место 16 ноября 2015 года.

Поскольку обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебных постановлений, не установлено, предусмотренных законом оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 24 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья В.В. Пантелеев