ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-365/2023 от 23.08.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Полонянкина Л.А. Дело № 7п-365/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «23» августа 2023 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании протест заместителя прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 24 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Красноярской региональной общественной организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций «Интерра» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением прокурора Ленинского района г. Красноярска от 24 марта 2023 г. в отношении ФИО1 как должностного лица – директора Красноярской региональной общественной организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций «Интерра» (сокращённое наименование КРОО ПР АОТ МК «Интерра») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.33 КоАП РФ.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 24 июня 2023 г. производство по возбуждённому указанным постановлением прокурора Ленинского района г. Красноярска делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В поданном в краевой суд протесте заместитель прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А. просит постановление судьи, полагая его незаконным и необоснованным, отменить, дело возвратить в суд на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор Ростихин Е.С. полагал решение судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Защитник Логинова Е.В. против удовлетворения протеста возражала.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Пунктом 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении помимо прочего должно быть указано мотивированное решение.

В соответствии с первым предложением статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Статьёй 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей с 9 июля 2021 г. редакции Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 232-ФЗ предусмотрена административная ответственность за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с абзацем первым и пунктом 3 части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечёт за собой запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

Как это усматривается из материалов дела, основанием возбуждения в отношении ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении послужили полученные в ходе осуществления мониторинга сети «Интернет» органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а затем и прокурором данные о допущении ею в нарушение запрета, установленного частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», выявленного 20 марта 2023 г. в помещении прокуратуры Ленинского района г. Красноярска по адресу: <...> распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных материалов иностранной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 октября 2022 г. признана нежелательной, и которая распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 1437-р от 25 октября 2022 г. внесена в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, что выразилось в размещении на веб-странице открытого сообщества социальной сети «ВКонтакте» «ИНТЕРРА», являющейся официальным сообществом КРОО ПР АОТ МК «Интерра» в указанной сети, записи в новостной ленте от 21 мая 2021 г., содержащей информацию о наборе заявок на участие в проекте «Взгляни на свой город по новому! Re-Imagine your city!», в Telegram-канале «Итерра.Эдукатор», являющемся официальным каналом КРОО ПР АОТ МК «Интерра», записи о начале набора педагогов и молодёжных работников для участия в проекте в сфере развития городского пространства, с которых осуществляется переход на веб-страницу указанного проекта на веб сайте КРОО ПР АОТ МК «Интерра», содержащую информацию о его реализации в рамках программы «Civil Society Cooperation», на веб-сайте которой имеется информация о её поддержке и финансировании Министерством иностранных дел ФРГ, при том, что проект с указанным наименованием реализовывался в 2021 году на основании договора, заключённого с иностранной неправительственной организацией, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной.

В подтверждение выразившегося в продолжении размещения изданного и распространяемого иностранной неправительственной организацией информационного материала его распространения после признания указанной организации организацией, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной, в материалы дела представлены данные протокола получения компьютерной информации от 28 октября 2022 г. о выявлении размещения указанных записей на веб-странице официального сообщества сети «ВКонтакте» КРОО ПР АОТ МК «Интерра», официальном Telegram-канале КРОО ПР АОТ МК «Интерра», подтверждённые содержащимися в постановлении прокурора данными о продолжении такого размещения во всяком случае на момент осуществления мониторинга сети «Интернет» прокурором 20 марта 2023 г., а также данные упомянутого протокола от 28 октября 2022 г. о том, что проект «Взгляни на свой город по новому! Re-Imagine your city!» является проектом иностранной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной.

В обоснование решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении судьёй указано на отсутствие доказательств совершения ФИО2 активных действий, образующих объективную сторону административного правонарушения. Кроме того, судьёй указано на получение данных об участии иностранной организации в проекте, на распространение информационных материалов которой указано в постановлении, по результатам недоступной для других лиц оперативно-розыскной деятельности.

При этом судьёй оставлено без оценки то обстоятельство, что деяние, ответственность за которое предусмотрена ст.20.33 КоАП РФ, не предусматривает его совершения исключительно в форме активных действий, поскольку распространение информационного материала, издаваемого или распространяемого иностранной или международной неправительственной организацией, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности, может совершаться и вследствие непринятия лицом мер к прекращению распространения такого информационного материала после принятия упомянутого решения.

Принятие ФИО1 мер к удалению из распространяемых материалов наименования иностранной неправительственной организации не может рассматриваться как прекращение распространения издаваемого и распространяемого этой организацией информационного материала.

Что касается получения приведённых в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении данных в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, то следует отметить, что действующее законодательство не содержит запрета на использование в качестве доказательств сведений, полученных в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, указания на нарушение положений которого постановление судьи не содержит.

Более того, полученная при проведении сотрудниками оперативно-розыскного органа мониторинга в сети «Интерент» с использованием сервиса VPN (англ. virtual private network - «виртуальная частная сеть»), использующего технологии, позволяющих обеспечить сетевые соединения поверх чьей-либо другой сети, и тем самым преодолеть блокировку сайтов в российском сегменте сети «Интернет», не может рассматриваться как информация, достоверность которой не может быть проверена.

При этом судьёй оставлено без оценки то обстоятельство, что в подтверждение реализации проекта иностранной неправительственной организацией, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности, наряду с данными сайта указанной организации в дело представлены и иные доказательства, в частности объяснения самой ФИО1 и заключённый с иностранной неправительственной организацией договор, в соответствии с которым реализацией указанного проекта в Российской Федерации занималась руководимая ею общественная организация.

Изложенным обстоятельствам судьёй районного суда в нарушение требований ст.ст.24.1, 26.11 КоАП РФ оценки не дано, в связи с чем следует признать, что вывод об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения является преждевременным, не основанным на представленных в дело доказательствах, должным образом не мотивированным.

Неуказание в нарушение требований п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ основанных на законе и установленных обстоятельствах дела мотивов принятого решения расцениваю как существенное нарушение процессуального закона, поскольку оно, не позволив полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, повлекло вынесение незаконного и необоснованного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Принимая изложенное во внимание, с учётом допущенного судьёй существенного нарушения требований КоАП РФ, прихожу к выводу о необходимости отмены постановленного судебного акта.

Поскольку установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истёк, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение, при котором судье надлежит устранить указанные нарушения, посредством анализа представленных в материалы дела доказательств и оценки установленных на их основе обстоятельстве рассмотреть дело в строгом соответствии с приведёнными выше положениями закона.

В силу изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 24 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Красноярской региональной общественной организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций «Интерра» отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.