ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-367 от 23.11.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-367

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2017 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 05 октября 2017 года,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 05 октября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении заместителя министра строительства и архитектуры Архангельской области ФИО2 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО1 в жалобе просит указанное постановление отменить, считая его незаконным.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №517-р 13 апреля 2016 года между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Архангельской области заключено Соглашение № МТ-51-13 о предоставлении в 2016 году из федерального бюджета субсидии бюджету Архангельской области на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» по направлению «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гиодротехнических сооружений (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты берегоукрепительных сооружений)».

Предметом соглашения является предоставление Агентством в 2016 году бюджету Архангельской области субсидии из федерального бюджета в объеме 59 864 000 рублей на софинансирование мероприятий региональной целевой программы «Укрепление правого берега реки Северная Двина в Соломбальском территориальном округе города Архангельска на участке от улицы Маяковского по улицу Кедрова».

Условием предоставления субсидии являлось обязательство Субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значения показателей, установленных региональной программой, значениям показателей результативности предоставления субсидии. Субъект Российской Федерации обязался обеспечить достижение значений показателей результативности предоставления субсидии (Приложение №2 к Соглашению) и направить средства бюджета Архангельской области в объеме 6 651 700 рублей согласно Приложению №4 в июле 2016 года (п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3.4).

Размер субсидий из федерального бюджета доведен расходным расписанием от 07 апреля 2016 года.

Однако субъектом Российской Федерации не обеспечено достижение показателя результативности предоставления субсидии № 5 «Степень технической готовности» (план 20, факт-0), по состоянию на 1 января 2017 года Министерству строительства и архитектуры Архангельской области субсидия из областного бюджета не представлялась в связи с незаключением Министерством государственного контракта на выполнение работ по объекту «Укрепление правого берега реки Северная Двина в Соломбальском территориальном округе города Архангельска на участке от улицы Маяковского по улицу Кедрова (1 этап, 1 подэтап)».

Отклонение объема финансирования от планового из бюджета Архангельской области составило 6 651 700 рублей.

В результате уровень софинансирования из федерального бюджета превысил уровень, установленный соглашением (90%) на 10 %, Правительством Архангельской области в 2016 году обязательства по финансированию указанного объекта, предусмотренные соглашением от 13 апреля 2016 года № МТ-51/13 не выполнены.

Недостижение показателей результативности предоставления субсидии вследствие отсутствия заключенного государственного контракта на строительство объекта «Укрепление правого берега реки Северная Двина в Соломбальском территориальном округе города Архангельска на участке от улицы Маяковского по улицу Кедрова» послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ в отношении заместителя министра строительства и архитектуры Архангельской области ФИО2

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава вмененного административного правонарушения.

Выводы судьи являются мотивированными, сделаны с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств не имеется.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Распоряжением Губернатора Архангельской области № 740-р от 04 октября 2016 года ФИО2 назначен на должность заместителя министра строительства и архитектуры Архангельской области, у которого в подчинении, согласно должностному регламенту, находится отдел сопровождения объектов здравоохранения, образования и спорта Министерства. Данный отдел обеспечивает выполнение мероприятий в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов здравоохранения, образования, спорта, гидротехнических сооружений, объектов пожарной безопасности и культуры. Одной из задач отдела является участие в разработке и реализации государственных целевых программ Архангельской области, в соответствии с которой осуществляется (планируется) финансирование объектов, главным распорядителем бюджетных средств по которым является Министерство, а также участие в нормативном обеспечении процесса финансирования объектов капитального строительства за счет (с привлечением) средств федерального бюджета.

При рассмотрении дела судьей правильно установлено, что заключение государственного контракта на выполнение работ по объекту «Укрепление правого берега реки Северная Двина в Соломбальском территориальном округе города Архангельска на участке от улицы Маяковского по улицу Кедрова (1 этап, 1 подэтап)» могло быть осуществлено только с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

29 сентября 2016 года Уполномоченным органом - Контрактным агентством Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок сети Интернет размещено извещение об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству указанного объекта.

Заказчиком выступало государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства».

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 01 ноября 2016 года заказчик признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 ввиду того, что установленные им требования противоречили ГОСТу 23735-2014 и Инструкции документации об аукционе, и нарушившим часть 6 статьи 66 Федерального закона «О контрактной системе», поскольку заказчиком при описании характеристик товаров не соблюдены требования к составу первой части заявки. Выдано предписание об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24 октября 2016 года и протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 27 октября 2016 года.

Приказом и.о. руководителя ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» №82-АХ от 11 ноября 2016 года аукцион в электронной форме отменен.

25 ноября 2016 года Уполномоченным органом - Контрактным агентством Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок сети Интернет размещено извещение об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Укрепление правого берега реки Северная Двина в Соломбальском территориальном округе города Архангельска на участке от улицы Маяковского по улицу Кедрова (1 этап, 1 подэтап)».

Первые части заявок рассмотрены 16 декабря 2016 года, вторые части 19 декабря 2016 года, о чем составлен протокол подведения итогов электронного аукциона. Победителем признано ООО «Автодороги».

26 декабря 2016 года размещен проект контракта без подписи заказчика.

Протоколом от 09 января 2017 года ООО «Автодороги» признано уклонившимся от заключения контракта.

02 февраля 2017 года контракт заключен с ООО «СпецФундаментСтрой».

Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФИО2 не допустил неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Действия, которые привели к проведению аукциона на право заключения государственного контракта только 29 сентября 2016 года и последующей отмене первоначального аукциона, не находятся в сфере ответственности ФИО2 назначенного на должность только 04 октября 2016 года.

При этом заказчиком выступало иное юридическое лицо, уполномоченным органом - Контрактные агентство Архангельской области.

Доказательств того, что ФИО2, как заместитель министра, мог влиять на деятельность указанных лиц, в материалы дела не представлено.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства, что ФИО2 имел возможность с момента назначения на должность принять меры к заключению контракта на выполнение работ по объекту «Укрепление правого берега реки Северная Двина в Соломбальском территориальном округе города Архангельска на участке от улицы Маяковского по улицу Кедрова (1 этап, 1 подэтап)» до 31 декабря 2016 года.

Выводы судьи районного суда о том, что после отмены аукциона были приняты достаточные и все зависящие меры для заключения контракта ничем не опровергнуты.

Доводы подателя жалобы о том, что фактически суд сделал вывод о возможности освобождения от административной ответственности за нарушение требований действующего законодательства в области бюджетных правоотношений в связи с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, противоречат содержанию судебного постановления.

Судья пришел к выводу об отсутствии вины ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения по иным основаниям, которые приведены в постановлении судьи районного суда и в данном решении.

Ссылаясь на то, что судом не установлено какие именно меры предпринял ФИО2 по недопущению нарушения бюджетного законодательства, начальник инспекции ФИО1 не учитывает, что в силу презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленной статьей 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 118 и частью 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство, включая административное, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд не обязан доказывать невиновность лица, привлекаемого к ответственности. Обязанность по доказыванию в протоколе об административном правонарушении и направляемых в суд материалах наличие события административного правонарушения и вины лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена на должностное лицо.

Между тем, как установлено в судебном заседании, заместителем начальника Счетной палаты Российской Федерации ФИО3 доказательств вины ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения не представлено.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление (решение) по делу об административном правонарушении подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенных (фундаментальных) нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей при рассмотрении дела не допущено, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 05 октября 2017 года оставить без изменения, жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации ФИО1 - без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов