ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-41/2022 от 06.04.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Чеменев Е.А.

Дело № 7п-41/2022

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» (далее - МБДОУ «ДС «Ромашка») ФИО1 на постановление Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 4 февраля 2022 года, которым МБДОУ «ДС «Ромашка» привлечено к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

Огласив жалобу, заслушав законного представителя юридического лица ФИО1 и защитника Качанову Е.В., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 04.02.2022 МБДОУ «ДС «Ромашка» привлечено к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

Не согласившись с постановлением суда, заведующая МБДОУ «ДС «Ромашка» ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. Не оспаривая допущенные МБДОУ «ДС «Ромашка» нарушения, ссылается на отсутствие финансирования и обращение к руководителю Управления образования Усть-Абаканского района с просьбой о выделении дополнительных средств для устранения нарушений.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия полагает постановление суда законным и обоснованным.

В силу ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Выводы суда первой инстанции о невыполнении МБДОУ «ДС «Ромашка» в установленный срок законного предписания главного государственного инспектора г. Сорска и Усть-Абаканского района по пожарному надзору по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 5/1/1 от 24.02.2021, выданного по результатам проверки МБДОУ «ДС «Ромашка», проведенной главным государственным инспектором г. Сорска и Усть-Абаканского района по пожарному надзору с 20.02.2021 по 24.02.2021, основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, которые всесторонне исследованы в судебном заседании и приведены в постановлении суда.

К таким доказательствам суд обоснованно отнес:

- предписание главного государственного инспектора г. Сорска и Усть-Абаканского района по пожарному надзору по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 5/1/1 от 24.02.2021, согласно которому МБДОУ «ДС «Ромашка» до 01.12.2021 должно устранить установленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные, в том числе в пунктах 1, 2, 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15 предписания, а именно:

1. На подвальном этаже эвакуационный выход, ведущий наружу, выполнить шириной не менее 0,8 м., что предусмотрено ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-Ф3), п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 г. № 1479 (далее – Правила), п. 4.2.19 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130).

2. На подвальном этаже выполнить второй эвакуационный либо аварийный выход в соответствии с установленными требованиями к таким выходам, что предусмотрено ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 23 Правил, п. 4.2.11, подп. «г» 4 п. 4.2.4 СП 1.13130.

4. На первом этаже эвакуационный выход, ведущий из игровой (помещение № 19 согласно тех. паспорта) наружу, выполнить шириной не менее 0,8 м., что предусмотрено ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 123- ФЗ, п. 23 Правил, п. 4.2.19 СП 1.13130.

6. На первом этаже эвакуационный выход, ведущий из игровой (помещение № 11 согласно тех. паспорта) наружу выполнить шириной не менее 0,8 м., что предусмотрено ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 123- ФЗ, п. 23 Правил, п. 4.2.19 СП 1.13130.

7. На первом этаже в коридоре 1 этажа под № 2 согласно тех. паспорта, обеспечить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м. За ширину эвакуационного пути по коридору принята ширина коридора, уменьшенная на ширину дверного полотна - при двухстороннем расположении дверей, что предусмотрено ч. 2 ст. 53 Федерального закона №123-ФЗ, п. 23 Правил, п. 4.3.4 СП 1.13130.

9. Ширину наружной открытой лестницы, эвакуационный выход на которую ведет из помещения игровой (№ 4 согласно тех. паспорта), выполнить менее 0,8 м., сплошная проступь ступени должна составлять не менее 0,2 м., высота перил должна составлять не менее 1,2 м., вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м. (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются), уклон лестницы не более 450, что предусмотрено п. 4.4.7, 5.2.1, 7.1.2 СП 1.13130, п. 6.12 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (далее - СП 118.13330.2012).

11. Ширину наружной открытой лестницы, эвакуационный выход на которую ведет из помещения игровой (№ 9 согласно тех. паспорта), выполнить менее 0,8 м., сплошная проступь ступени должна составлять не менее 0,2 м., высота перил должна составлять не менее 1,2 м., вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м. (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются), уклон лестницы не более 450, что предусмотрено п. 4.4.7, 5.2.1, 7.1.2 СП 1.13130, п. 6.12 СП 118.13330.2012.

13. Ширину наружной открытой лестницы, эвакуационный выход на которую ведет из помещения игровой (№ 20 согласно тех. паспорта), выполнить менее 0,8 м., сплошная проступь ступени должна составлять не менее 0,2 м., высота перил должна составлять не менее 1,2 м., вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м. (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются), уклон лестницы не более 450, что предусмотрено п. 4.4.7, 5.2.1, 7.1.2 СП 1.13130, п. 6.12 СП 118.13330.201215. 15. Ширину наружной открытой лестницы, эвакуационный выход на которую ведет из помещения игровой (№ 23 согласно тех. паспорта), выполнить менее 0,8 м., сплошная проступь ступени должна составлять не менее 0,2 м., высота перил должна составлять не менее 1,2 м., вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м. (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются), уклон лестницы не более 450, что предусмотрено п. 4.4.7, 5.2.1, 7.1.2 СП 1.13130, п. 6.12 СП 118.13330.2012;

- акт внеплановой выездной проверки № 131 от 23.12.2021, проведенной с 10.12.2021 по 23.12.2021, согласно которому требования предписания об устранении выявленных нарушений МБДОУ «ДС «Ромашка» в полном объеме не выполнены, а именно не выполнены п.п. 1, 2, 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15.

Изложенные в акте внеплановой проверки обстоятельства не оспаривались заведующей МБДОУ «ДС «Ромашка» ФИО1

Государственный инспектор г. Сорска и Усть-Абаканского района по пожарному надзору 23.12.2021 составил протокол об административном правонарушении в отношении МБДОУ «ДС «Ромашка» по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания (л.д. 3).

Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что МБДОУ «ДС «Ромашка» не были выполнены в установленный срок - до 01.12.2021 требования законного предписания главного государственного инспектора г. Сорска и Усть-Абаканского района по пожарному надзору по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №5/1/1 от 24.02.2021. Учитывая, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 26.03.2021 производство по делу по делу об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБДОУ «ДС «Ромашка» прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что в деянии МБДОУ «ДС «Ромашка» отсутствует повторность совершения правонарушения, в связи с чем бездействие МБДОУ «ДС «Ромашка» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Юридическая оценка действиям юридического лица дана верно.

Доводы, содержащиеся в жалобе, об отсутствии в деянии состава и события правонарушения, поскольку отсутствует вина МБДОУ «ДС «Ромашка» ввиду того, что финансовое обеспечение учреждения осуществляется управлением образования администрации усть-Абаканского района, а заведующая МБДОУ «ДС «Ромашка» обращалась к руководителю Управления образования Усть-Абаканского района с просьбой о выделении дополнительных средств для устранения нарушений, однако денежные средства не выделялись, несостоятельны.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что нарушение обязательных требований пожарной безопасности первоначально были выявлены в январе 2020 года, однако на момент проверки выполнения предписания в декабре 2021 устранены не были.

Каких-либо доказательств того, что руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в предусмотренном порядке предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, материалы дела не содержат. С заявлением о продлении срока устранения выявленных нарушений МБДОУ «ДС «Ромашка» своевременно не обращалось.

С учетом временного периода с момента выявления нарушений требований пожарной безопасности до установления невыполнения требований законного предписания сомнений в том, что МБДОУ «ДС «Ромашка» своевременных, необходимых и достаточных мер по выполнению законного предписания не принималось, не имеется. Каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих выполнению предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, не усматривается.

Таким образом, у юридического лица имелась возможность для выполнения требований законного предписания главного государственного инспектора г. Сорска и Усть-Абаканского района по пожарному надзору по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №5/1/1 от 24.02.2021, но им не были приняты все зависящие для этого меры.

При назначении наказания суд учел характер общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства совершения правонарушения, и мотивировал свои выводы о виде назначенного наказания и его размере. Вывод суда о назначении минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, основан на требованиях ст. 4.1 КоАП РФ и соответствует целям наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ. Назначенное наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судом, в том числе в целях предупреждения совершения административных правонарушений.

Вопреки доводам жалобы, с учетом конкретных обстоятельств дела и невыполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, длительности неустранения этих нарушений, отсутствия исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащим образом выполнить установленную обязанность, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания деяния малозначительным, не имеется. Освобождение от административной ответственности в данном случае не обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках судопроизводства, предусмотренного КоАП РФ.

Как видно из жалобы ее доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение приведенные выводы суда, и не свидетельствуют о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение дела произведено с соблюдением всех принципов административного судопроизводства, какого-либо ограничения прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено.

Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 4 февраля 2022 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» оставить без изменения, жалобу законного представителя - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай