ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-428/17 от 14.09.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

К О П И Я

Судья Курунин С.В. Дело № 7п-428/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «14» сентября 2017 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Норильского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Контрольно-счётной палаты города Норильска ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Норильского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г. должностное лицо – председатель Контрольно-счётной палаты города Норильска ФИО1 привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Согласно постановлению, ФИО1, являясь председателем Контрольно-счётной палаты города Норильска, расположенной по адресу: <...>, получив запрос заместителя прокурора от 28 февраля 2017 г. о предоставлении персональных данных (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, паспортные данные и др.) сотрудников Контрольно-счётной палаты г. Норильска, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей, в указанный в запросе срок – до 15 марта 2017 г. умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных Федеральным законом от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в части предоставления запрошенных сведений, касающихся супругов и несовершеннолетних детей сотрудников Контрольно-счётной палаты г. Норильска, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, отказав в их предоставлении в ответе от 14 марта 2017 г.

В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ ФИО1, последний просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на

отсутствие у работодателя - Контрольно-счётной палаты законных оснований требовать от муниципальных служащих предоставления ему персональных данных членов их семей, таких как ИНН, СНИЛС, сведений о ранее выданных паспортах, которыми работодатель не обладает, при том, что запрос содержит требование о предоставлении персональных данных в объёме согласно приложению к запросу и не подразумевает предоставления имеющихся у работодателя персональных данных либо «при их наличии», избыточность истребования указанных данных у муниципальных служащих по отношению к целям их обработки, что приведёт к нарушению статьи 5 Федерального закона «О персональных данных»;

отсутствие у прокуратуры города Норильск законных оснований проводить проверку соблюдения муниципальными служащими требований федерального законодательства о противодействии коррупции в части предоставления полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера за 2016 год и запрашивать персональные данные муниципальных служащих в связи с тем, что полномочиями по проведению такой проверки согласно ч.7 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции» наделена Контрольно-счётная палата города Норильска, запрос был направлен до истечения 30 апреля 2017 г. срока предоставления муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера за 2016 год при отсутствии оснований для проведения проверки в отношении муниципальных служащих в случае их увольнения, отсутствовали законные основания для предоставления указанных в запросе сведений в отношении муниципальных служащих, младшей группы должностей, в частности предусмотренных структурой Контрольно-счётной палаты должности специалиста первой категории, на которых в соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 7 июля 2009 г. не распространяется требование предоставлять такие сведения,

неуказание в запросе, в отношении каких муниципальных служащих и в отношении какой организации проводится проверка;

отсутствие сведений о поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, невынесение решения о проведении такой проверки.

В судебное заседание ФИО1 и прокурор г. Норильска, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований к отмене постановления по делу об административном правонарушении не нахожу.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 указанного Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (пункт 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В силу пункта 2.1 статьи 4 указанного закона, пункта 7.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» органы прокуратуры вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в частности в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, доступ к необходимой им для реализации этих полномочий информации, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не устанавливается абсолютный запрет на доступ к персональным данным.

По общему правилу операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона «О персональных данных»).

Как следует из положений ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (п.2.1) и ст.10 Федерального закона «О персональных данных» (п.7.1 ч.2), органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать и иные сведения, относящиеся к персональным данным, в соответствии с Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. №506), и регламентирующей единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора.

Согласно пункту 1.3 указанной Инструкции при осуществлении установленных законодательством Российской Федерации полномочий прокуроры вправе получать информацию о субъекте персональных данных, в том числе анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания; сведения о гражданстве, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность и гражданство (включая серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ); сведения о трудовой деятельности, занимаемой должности; сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о месте работы или учёбы членов семьи; сведения об идентификационном номере налогоплательщика; сведения о предпринимательской деятельности субъекта персональных данных и членов его семьи; сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей); персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности, персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции); иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора.

Таким образом, пределы реализации прокурором полномочий по надзору в сфере, на которую распространяется действие законодательства об охраняемой законом тайне (конфиденциальной информации), не ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

В силу статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в том числе умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора.

Из материалов дела следует, что на поступивший в Контрольно-счётную палату запрос заместителя прокурора города Норильска от 28 февраля 2017 г. о предоставлении персональных данных (фамилий, имён, отчество, дат и мест рождения, паспортных данных, в том числе ранее выданных паспортов, мест работы и регистрации по месту жительства, идентификационных номерах налогоплательщиков, данных СНИЛС) сотрудников Контрольно-счётной палаты г. Норильска, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей, председателем Контрольно-счётной палаты г. Норильска прокурору города Норильска был направлен ответ от 14 марта 2017 г., содержащий в том числе отказ в предоставлении истребованных сведений в отношении супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих Контрольно-счётной палаты г. Норильска, мотивированный тем, что предоставление таких сведений прокурору повлечёт нарушение Федерального закона «О персональных данных».

Умышленное невыполнение должностным лицом требований прокурора в указанной части подтверждается собранными по делу и исследованными судьёй районного суда доказательствами, которым в обжалуемом постановлении дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в поданной в районный суд жалобе не оспаривается.

Возражения защитника должностного лица о незаконности требований прокурора, как влекущих разглашение персональных данных, судьёй районного суда со ссылкой на вышеприведённые положения нормативных актов были обоснованно отвергнуты.

Поданная в краевой суд жалоба указания на обстоятельства, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность соответствующих выводов судьи, не содержат.

Из смысла приведённых норм, истребование сведений в отношении супругов и несовершеннолетних детей указанных в требовании прокурора лиц, совершены прокурором в пределах его полномочий, предусмотренных законом.

При этом права и свободы лиц, в отношении которых запрошены их персональные данные, указанными действиями прокуратуры не нарушены, а истребование прокуратурой их персональных данных не противоречат положениям «Федерального закона «О персональных данных», совершено в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на прокурора полномочий.

Учитывая вышеприведённые мотивы отказа в предоставлении прокурору персональных данных, доводы жалобы о невозможности исполнения требований прокурора в связи с отсутствием у Контрольно-счётной палаты указанных в требовании прокурора данных об ИНН, СНИЛС, ранее выданных паспортах членов семей муниципальных служащих не могут повлечь отмену постановления судьи, поскольку указанное обстоятельство не лишало должностное лицо возможности исполнить требование прокурора в остальной его части.

Вопреки доводам жалобы, органы прокуратуры в рамках осуществления ими прокурорского надзора вправе проверять соблюдение в том числе муниципальными служащими требований федерального законодательства о противодействии коррупции независимо от поступления в эти органы обращений работодателей о необходимости проведения соответствующих проверок, в том числе содержащих сведения о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, проведение такой проверки не связано со сроками подачи муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера за определённый период, а также не ограничено в отношении лиц, уволившихся с муниципальной службы до истечения установленных сроков подачи упомянутых сведений, в том числе с учётом предусмотренного статьёй 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» права Генерального прокурора Российской Федерации или подчинённых ему прокуроров при получении материалов о выявлении обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов замещающих указанные должности лиц, а также расходов их супругов и несовершеннолетних детей их общему доходу, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из указанных должностей, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, что не лишало прокурора права требовать предоставления ему персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих до окончания сроков подачи этими служащими сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера за 2016 год.

Содержание направленного должностному лицу требования прокурора позволяло установить его существо, в том числе и категории лиц, в отношении которых прокурором были истребованы их персональные данные.

Несоставление отдельного мотивированного решения о проведении проверки с вручением его юридическому лицу при указанных обстоятельствах не свидетельствует о допущении такого нарушения прав юридического лица, которое влекло бы признание результатов такой проверки незаконными.

При таких обстоятельствах деяние ФИО1 по ст.17.7 КоАП РФ квалифицировано правильно.

Срок давности привлечения его к административной ответственности, предусмотренный ч.3 ст.4.5 КоАП РФ, не истёк.

При выборе вида и меры наказания судьёй были приняты во внимание характер и степень опасности правонарушения, наказание назначено в минимальном размере наименее строгого наказания, предусмотренного санкцией ст.17.7 КоАП РФ.

Нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену постановления судьи, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7,30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Норильского городского суда Красноярского края от 10 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Контрольно-счётной палаты города Норильска ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.

Копия верна.

Судья: Колпаков И.Ю.