ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-458/2023 от 18.10.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Заббаров А.И. Дело № 7п – 458/2023

Р Е Ш Е Н И Е

18 октября 2023 года г. Красноярск, пр. Мира, 9

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу Фатьяновой Е.А. на постановление судьи Центрального районного суда города Красноярска от 22 июня 2023 года, которым

Фатьянова Е.А., <дата> года рождения, уроженка <данные изъяты>,

за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Фатьянова Е.А. признана виновной в том, что 22 апреля 2023 года в период времени с 11 часов 42 минут до 11 часов 56 минут, находясь по адресу: <адрес> будучи ранее привлеченной к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно, осуществляла публичное мероприятие в виде одиночного пикетирования с использованием агитационного плаката формата А3, чем нарушила положения подпункта 2 пункта 2 Указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края», подпунктов «в» и «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417.

В жалобе, поданной в краевой суд в порядке статей 30.1-30.3 КоАП РФ, Фатьянова Е.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку объективная сторона правонарушения отсутствует; Указом Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг проведение одиночных пикетов не запрещено, пикет не предполагает массового скопления людей; факт пикетирования не подтвержден свидетельскими показаниями, плакат был свернут лицевой стороной внутрь до тех пор, пока сотрудники Росгвардии не потребовали его развернуть; суд сослался в постановлении на неотносимые доказательства по делу (справку о результатах проверки на судимость и копию паспорта); изображения и видеозаписи являются недопустимыми доказательствами; место и время совершения административного правонарушения достоверно не установлены; оснований для ее задержания не имелось; дело рассмотрено без участия лица, поддерживающего обвинение от имени государства; наказание назначено несправедливо, не принято во внимание отсутствие негативных последствий, добровольное прекращение противоправного поведения; постановление по делу об административном правонарушении не было оглашено в судебном заседании.

Проверив материалы дела, выслушав Фатьянову Е.А., поддержавшую изложенные в жалобе доводы, нахожу постановление судьи законным, обоснованным и справедливым.

Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

В силу абзаца пятого статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, административная ответственность по частям 1 и 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за нарушение как федеральных правил поведения в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и правил, принимаемых субъектами Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 постановления Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 года № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» постановлено ввести с 16 марта 2020 года режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края. Границами территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определена территория Красноярского края.

По смыслу данной нормы режим повышенной готовности введен на территории Красноярского края и действует он как для органов управления, организаций, так и для граждан, находящихся в Красноярском крае.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки приостановлено (ограничено) проведение на территории Красноярского края публичных мероприятий, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федерального закона № 54-ФЗ) определено, что под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Следовательно, одиночное пикетирование в силу статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ является одной из форм публичного мероприятия, проводимого одним участником.

Как усматривается из представленных материалов, 22 апреля 2023 года в период действия на территории Красноярского края режима повышенной готовности Фатьянова Е.А. на <данные изъяты> стояла с плакатом, содержащим требование по вопросу политической и культурной жизни страны: «<данные изъяты>». В связи с этим данное мероприятие обоснованно признано публичным в смысле Федерального закона N 54-ФЗ, проведенным в форме одиночного пикетирования. Своими действиями Фатьянова Е.А. нарушила правила поведения, установленные подпунктом 2 пункта 2 Указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг.

Имеющие значение обстоятельства дела установлены правильно. Вина Фатьяновой Е.А. в совершении правонарушения подтверждается исследованными в суде доказательствами, анализ которых дан в постановлении: протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции ОП № 1 МУ МВД России «Красноярское» и УВО по г. Красноярску – филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Красноярскому краю, объяснениями самой Фатьяновой Е.А., фотоснимком, видеозаписями, показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО10 и иными материалами дела.

Положения подпункта 2 пункта 2 Указа Губернатора Красноярского края от 27 марта 2020 года № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» в установленном порядке не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению.

Ссылка в жалобе на то, что публичное мероприятие, проводимое в форме одиночного пикетирования, не является массовым, безосновательна. Вышеприведенной нормой Указа Губернатора Красноярского края установлен запрет на проведение любых, а не только массовых, публичных мероприятий с очным присутствием граждан.

Публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования, проводимое на открытых площадках, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц, поэтому оно не исключает скопление людей около лица, проводящего одиночный пикет. При этом запрет на проведение публичных мероприятий в Красноярском крае связан с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и обусловлен ограничительными мерами, направленными на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции. Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июля 2022 года № 1769-О.

Учитывая, что ранее постановлением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 21 сентября 2022 года, вступившим в законную силу 23 ноября 2022 года, Фатьянова Е.А. уже была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, её действия правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных норм, положений Конституции РФ и норм международного права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Процедура привлечения Фатьяновой Е.А. к административной ответственности соблюдена.

Представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

То обстоятельство, что ФИО11 и ФИО12 не были очевидцами нарушения, в момент их появления Фатьянова Е.А. свернула плакат, не свидетельствует об отсутствии в действиях Фатьяновой Е.А. состава правонарушения, поскольку факт проведения пикетирования подтвержден видеозаписью и фотоснимком, из которых следует, что 22 апреля 2023 года в 11 часов 42 минуты Фатьянова Е.А. пришла на <адрес>, остановилась у памятника ФИО13, развернула и некоторое время держала в руках агитационный плакат формата А3.

Утверждение в жалобе о нарушении законодательства о персональных данных и Международного пакта о гражданских и политических правах несостоятельно, изображения и видеозаписи административного правонарушения, на которых присутствует Фатьянова Е.А., являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляется право производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, учитывая, что Российская Федерация как демократическое правовое государство обязана обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе гарантируя каждому свободу мысли и слова, выражения своего мнения (статья 29, части 1 и 3), а также защиту других конституционных ценностей, и исходя из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), предусматривает возможность ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Видеонаблюдение и фотосъемка мест общего пользования с целью обеспечения общественного порядка, безопасности государства и предотвращения противоправных действий не предполагают и не несут нарушения прав лиц, попадающих в зону такого наблюдения, не могут быть признаны вторжением в частную жизнь, нарушением права на уважение личной жизни гражданина. Данный вывод соответствует положениям статей 23, 24 Конституции Российской Федерации, статей 150, 152.1, 152.2 ГК РФ, статей 2, 3, 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Таким образом, согласие на съемку, последующее распознавание и использование полученных изображений, а также на распознавание биометрических персональных данных со стороны Фатьяновой Е.А. не требуется.

Указание судьей районного суда в постановлении в качестве доказательств виновности Фатьяновой Е.А. на справку о проверке на судимость и копию паспорта Фатьяновой Е.А. отмену судебного решения не влечет. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом удостоверяющим личность гражданина РФ. Справка о проверке на судимость представляет собой документ, характеризующий личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и может подтвердить обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Вопреки доводам жалобы, место и время совершения административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи установлены верно. <адрес> находится в непосредственной близости от территории, где проводилось пикетирование. Для конкретизации указано, что объективная сторона правонарушения выполнена на площади Революции перед памятником ФИО14. Период времени проведения Фатьяновой Е.А. пикетирования определен исходя из имеющихся в деле фотоснимка, видеозаписей, рапортов сотрудников полиции.

Доставление Фатьяновой Е.А. проведено при наличии оснований, предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности выявленного правонарушения, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Сведения о задержании Фатьяновой Е.А. в деле отсутствуют. К тому же определение правомерности применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении не влияет на установление состава административного правонарушения.

Отсутствие при рассмотрении дела стороны обвинения не может расцениваться как нарушение права на состязательный процесс, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено поддержание обвинения по делам об административных правонарушениях. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не является участником производства по делу об административном правонарушении, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Данное лицо по действующему законодательству об административных правонарушениях не наделено какими-либо правами (обязанностями) в судебном заседании. Отсутствие должностного лица, составившего протокол, не ограничило право Фатьяновой Е.А. на защиту, она имела возможность представить доказательства, заявленные ею ходатайства рассмотрены судом в установленном порядке. Судебное разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно, предвзятости судьей не допущено, функции обвинения судом не выполнялись.

При назначении наказания Фатьяновой Е.А. судьей учтены сведения о ее личности, характер и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Наказание Фатьяновой Е.А. определено в соответствии с законом, в минимальном размере и является справедливым. Оснований для снижения размера административного штрафа не усматривается.

Принимая во внимание, что совершенным деянием существенно нарушены охраняемые общественные правоотношения, освобождению от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ Фатьянова Е.А. не подлежит.

Довод жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении не было оглашено в судебном заседании, является несостоятельным, поскольку опровергается протоколом судебного заседания от 22 июня 2023 года, заключением по результатам служебной проверки, согласно которым постановление по делу об административном правонарушении было оглашено судьей 22 июня 2023 года - в день его принятия в полном объеме, однако при его объявлении участники процесса отсутствовали.

Постановление мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, основано на материалах дела.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Центрального районного суда города Красноярска от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фатьяновой Е.А. оставить без изменения, а жалобу Фатьяновой Е.А. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский