ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-473/2021 от 20.05.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Сарайчикова И.В. Дело № 7п-473/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «20» мая 2021 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Хасиевой Н.Э. на постановление судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Емельяновского района Красноярского края,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 марта 2021 г. Администрации Емельяновского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ порядке защитник Хасиева Н.Э., последняя просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, полагая, что к административной ответственности должен быть привлечён арендатор земельного участка ООО в постановлении должным образом не описано событие административного правонарушения, в том числе время его совершения, выводы судьи о виновности Администрации в совершении административного правонарушения не мотивированы, судьёй не учтено, что Администрация Емельяновского района не формировала земельный участок, в границах которого располагаются объекты культурного (археологического) наследия и выявленный объект культурного (археологического) наследия.

В судебном заседании защитник Хасиева Н.Э на удовлетворении жалобы настаивала.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи.

Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (пункт 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включённых в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включённого в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьёй 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определённым пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 4 статьи 49 Федерального закона № 73-ФЗ в случае отсутствия утверждённых границ территории объекта археологического наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признаётся часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.

В силу пункта 8 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ до утверждения в порядке, установленном статьёй 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включённый в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи (то есть договорам, предусматривающим передачу права собственности на объект культурного наследия, включённый в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом), прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

В соответствии с пунктом 11 этой же статьи лицо, которому объект культурного наследия, включённый в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьёй 47.6 настоящего Федерального закона.

Основанием привлечения Администрации Емельяновского района к административной ответственности послужили данные о непринятии ею в нарушение указанных норм Федерального закона № 73-ФЗ мер, направленных на обеспечение сохранности указанных в обжалованном постановлении объектов культурного (археологического) наследия, выявленного объекта культурного (археологического) наследия, что было выявлено при составлении акта проверки <дата>

При этом в составленном в отношении Администрации Емельяновского района протоколе об административном правонарушении как непринятие ею мер, направленных на обеспечение сохранности таких объектов, указано на заключение с ООО договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от <дата>. № , который не содержит ограничений, предусматривающих особый режим использования земельного участка, и к которому не приложены Паспорта объектов культурного наследия.

Обязанность включения в договор, предусматривающий передачу в том числе права владения и (или) пользования в отношении земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, в случае, если к моменту заключения такого договора действует охранное обязательство, в качестве существенного условия обязательства лица, у которого на основании такого договора возникает право владения и (или) пользования земельным участком, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядку и условиям их выполнения предусмотрена п.7 ст.48 Федерального закона № 73-ФЗ.

В случае отсутствия в договоре такого существенного условия сделка, в соответствии с указанной нормой, является ничтожной.

Иных нарушений обязательных правил и в частности бездействие Администрации Емельяновского района по невнесению изменений в заключённый договор аренды земельного участка, на допущение которого обращено внимание в отзыве представителя административного органа на жалобу, в составленном по настоящему делу протоколе об административном правонарушении не указано.

Следует отметить, что частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.

В силу части 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения.

Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Между тем, совершение административного правонарушения, заключающегося в ненадлежащем оформление договора, в том числе в связи с невключением в него предусмотренных законом обязательных в силу закона существенных условий, не может быть признано длящимся правонарушением

Временем совершения административного правонарушения, выразившегося в ненадлежащем оформлении договора, является дата его ненадлежащего оформления.

Соответствующая правовая позиция приведена в постановлении судьи Верховного суда Российской Федерации от 1 сентября 2017 г. по делу № 7-АД17-1.

По настоящему делу ненадлежащее оформление договора аренды земельного участка Администрацией Емельяновского района было допущено 27 апреля 2017 г. Следовательно, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для дел о нарушении законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации годичный срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истёк 27 апреля 2018 г.

При таких обстоятельствах вынесенное после истечения указанного срока постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 11 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Емельяновского района Красноярского края отменить.

Производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.