ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-476 от 24.10.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-476

РЕШЕНИЕ

24 октября 2019 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Северодвинск» Черненко О.А. на постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 августа 2019 года,

установил:

постановлением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 августа 2019 года администрация муниципального образования «Северодвинск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Защитник юридического лица Черненко О.А. в жалобе просит судебный акт отменить, считая его незаконным.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, заслушав Архангельского межрайонного природоохранного прокурора ФИО13, просившего в удовлетворении жалобы отказать ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, 28 июня 2019 года в адрес главы МО «Северодвинск» ФИО14 Архангельским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с животными.

Основанием для внесения природоохранным прокурором указанного представления послужили результаты рассмотрения обращения начальника государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Северодвинская городская станция по борьбе с болезнями животным» (далее по тексту ГБУ АО «Северодвинская горСББЖ») о работе по передаче безнадзорных животных.

В представлении Архангельского межрайонного природоохранного прокурора содержались требования:

принять меры по устранению нарушений законов, причин и условий, им способствующих;

пересмотреть незаконный подход к возможности принятия в муниципальную собственность только тех безнадзорных животных, в отношении которых имеется документальное подтверждение их нахождения у физического лица до момента отлова (задержания);

исключить факты отказов принятия у подведомственных Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области животных по причине отсутствия указанных документов;

рассмотреть вопрос о реализации права работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона.

Данное представление поступило в администрацию МО «Северодвинск» 4 июля 2019 года.

Представление природоохранного прокурора рассмотрено 23 июля 2019 года в 15 часов с участием представителя прокуратуры.

26 июля 2019 года администрация МО «Северодвинск» в Архангельскую межрайонную природоохранную прокуратуру направила мотивированный ответ по всем требованиям, изложенным в представлении.

9 августа 2019 года Архангельским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации МО «Северодвинск» дела об административном правонарушении. Из постановления следует, что юридическим лицом в установленный срок не исполнены требования прокурора.

Рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы, судья городского суда пришел к выводу, что бездействие администрации МО «Северодвинск» по неисполнению законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом, образует объективную сторону вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем с такими выводами судьи согласиться нельзя.

Процессуальными требованиями - статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

Административная ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Из представленных материалов следует, что 11 апреля 2019 года ГБУ АО «Северодвинская горСББЖ» обратилось в администрацию МО «Северодвинск» о передаче в муниципальную собственность безнадзорных животных, отловленных на территории муниципального образования 17 февраля 2018 года (в количестве 3 голов) и 26 марта 2018 года (в количестве 4 голов), возмещению издержек по их содержанию.

В своем ответе администрация МО «Северодвинск», ссылаясь на положения пункта 2.2 Порядка поступления и использования безнадзорных домашних животных, принятых в муниципальную собственность муниципального образования «Северодвинск», утвержденного постановлением администрации Северодвинска от 13 марта 2019 года N 80-па (далее по тексту - Порядок N 80-па), отказала в принятии в муниципальную собственность указанных в обращении учреждения животных и в оплате их содержания в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что отловленные животные до момента отлова находились на содержании владельца - физического лица.

Не согласившись с ответом администрации МО «Северодвинск», ГБУ АО «Северодвинская горСББЖ» направило обращение о принятии мер прокурорского реагирования в прокуратуру города Северодвинска, переадресованное в природоохранную прокуратуру.

Полагая, что положения пункта 2.2 Порядка N 80-па противоречат действующему законодательству, а именно статье 231 ГК РФ и пункту 39 Порядка отлова, учета, транспортировки, содержания и использования животных без владельцев на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 12 декабря 2012 года N 572-пп, Архангельский межрайонный природоохранный прокурор внес представление об устранении нарушений законодательства об обращении с животными.

Порядок поступления и использования безнадзорных домашних животных, принятых в муниципальную собственность муниципального образования «Северодвинск», утвержденный постановлением администрации Северодвинска от 13 марта 2019 года N 80-па, является по существу муниципальным нормативным правовым актом, порядок оспаривания которого определен главой 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, внося представление, прокурор руководствовался положениями статьи 23 Закона о прокуратуре, а содержащееся в нем требование о пересмотре незаконного, по мнению прокурора, подхода к возможности принятия в муниципальную собственность только тех безнадзорных животных, в отношении которых имеется документальное подтверждение их нахождения у физического лица до момента отлова (задержания), подлежало разрешению в ином судебном порядке.

Представленные материалы свидетельствуют о том, что природоохранный прокурор реализовал данное полномочие и обратился с административным иском к администрации МО «Северодвинск» о признании поименованного нормативного правового акта не соответствующим действующему законодательству в части (пунктов 1.3, подпункта 2 пункта 2.2, подпунктов 4 и 5 пункта 2). Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 августа 2019 года (не вступило в законную силу) административное исковое заявление прокурора удовлетворено.

Представление должно содержать требование об устранении тех нарушений, которые имели место на момент проверки.

Из содержания изложенного в пункте 3 предписания природоохранного прокурора требования не следует, что юридическому лицу надлежало устранить ранее выявленные нарушения законодательства. Фактически предписано исключить факты отказов принятия у подведомственных Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области животных в отсутствие документального подтверждения их нахождения у физического лица до момента отлова (задержания), то есть в будущем.

Содержащееся в представлении Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Архангельской области требование о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности противоречит статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которой применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Прокурор не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности подчиненных ему лиц, подменяя его и осуществляемые им полномочия.

В рамках судебного разбирательства наличие или отсутствие оснований для внесения представления прокурора не выяснялось. Вместе с тем данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения дела по существу, от его установления зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава вмененного административного правонарушения.

В судебном заседании установлено, что требование прокурора подлежало разрешению в ином судебном порядке.

Сам по себе факт несогласия прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Поскольку выводы суда о совершении администрации МО «Северодвинск» правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, являются необоснованными, оспариваемое судебное постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9, пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ,

решил:

жалобу защитника администрации МО «Северодвинск» Черненко О.А. удовлетворить.

Постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 августа 2019 года, вынесенное в отношении администрации МО «Северодвинск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, отменить и производство по данному делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Я.С. Рохина