Судья федерального суда – Дю М.А. Дело № 7п – 539/2023
Р Е Ш Е Н И Е
13 декабря 2023 года <...>
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» ФИО1 на постановление судьи Центрального районного суда города Красноярска от 13 октября 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее – АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Центрального районного суда города Красноярска от 13 октября 2023 года АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд в порядке статей 30.1-30.3 КоАП РФ, защитник АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» ФИО1 просит данное постановление отменить, поскольку нарушен установленный порядок привлечения к административной ответственности, постановление судьи не мотивировано и не содержит обязательных сведений, установленных статьей 29.10 КоАП РФ, судьей не разрешено заявленное обществом ходатайство о применении положений ч. 3.2 ст. 4.1, ст. 2.9 КоАП РФ; событие и состав административного правонарушения отсутствуют; общество не было уведомлено о проведении рейдового осмотра, сам осмотр осуществлен в отсутствие представителя общества без применения видеозаписи; акт, составленный по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия, обществу не направлен; наказание в виде административного штрафа в размере, превышающем минимальный, назначено необоснованно.
Проверив материалы дела, выслушав защитника АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» ФИО1, поддержавшую изложенные в жалобе доводы, начальника отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО2, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу статьи 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В постановлении по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ должны быть указаны, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Требования вышеприведенных норм по настоящему делу не выполнены, АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» привлечено к административной ответственности с нарушением процессуальных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, то есть при описании совершенного лицом правонарушения должно быть в обязательном порядке указано, какие конкретно неправомерные действия (бездействие) были совершены лицом, в чем именно выразились нарушения, приведены нормативные акты, предусматривающие возложенные на лицо обязанности.
В постановлении судьи указано, что в службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края поступило обращение ФИО3 о наличии 7 августа 2023 года в северо-восточной части пл. Мира N56°00’49,5447” Е92°53"41,9340’’ в границах выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог» двух котлованов, разработанных на глубину приблизительно 3-4 м общей площадью около 500 кв. м, в которых велись работы по укладке теплосетей, в стенках видны культурные слои, разрушенные котлованом. Согласно паспорту объекта заказчиком капитального ремонта участка тепловой сети является филиал «Красноярская теплосеть» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», подрядчиком - ООО фирма «БЛИК». На основании данного обращения 15 августа 2023 года Службой проведено выездное обследование, в результате которого зафиксировано, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах территории выявленного объекта археологического наследия, место проведения работ ограждено металлическом забором, информационная табличка о заказчике и подрядчике проведения работ отсутствует, проведены земляные работы, на момент осмотра работы не велись.
На основании решения о проведении внепланового рейдового осмотра, согласованного с прокуратурой Красноярского края, в отношении АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и ООО фирма «БЛИК» 31 августа 2023 года проведен внеплановый рейдовый осмотр на предмет соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации на выявленном объекте культурного наследия «Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог», расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, стрелка р. Енисей и р. Кача, ограниченная ул. Ленина-ул. Дубровинского - ул. 9-го Января. В ходе осмотра зафиксировано и установлено, что место проведения работ ограждено металлическом забором, информационная табличка (паспорт объекта) о заказчике и подрядчике проведения работ отсутствует, проведены земляные работы, произведена обратная засыпка, на момент осмотра работы не велись.
Судьей районного суда сделан вывод, что в вышеописанных действиях АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» содержатся признаки административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание по части 3 статьи 7.13 КоАП РФ.
Между тем, по протоколу об административном правонарушении АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» вменялось, что в нарушение статей 5.1, 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 73-ФЗ) обществом организованы (заказаны) земляные и иные работы по капитальному ремонту тепловой сети в границах территории выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог» без раздела об обеспечении сохранности в проектах проведения таких работ или проекта обеспечения сохранности либо плана проведения спасательных археологических работ, включающего оценку воздействия проводимых работ, прошедшего государственную историко-культурную экспертизу и согласованного со службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Судьей же в постановлении нормы законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которые были нарушены лицом, признанным виновным, не приведены, не указано, в чем именно выразилась противоправность проведенных земляных работ, то есть событие правонарушения должным образом не описано.
Кроме того, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, судья районного суда признал их относимыми и допустимыми, а также достаточными для разрешения рассматриваемого дела по существу и привлечения АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ. При этом нарушений требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) судом при проведении службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края внепланового рейдового осмотра не установлено, в постановлении констатируется, что данный Федеральный закон не содержит императивных требований к уведомлению контролируемого лица о проведении такого контрольного (надзорного) мероприятия.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя.
Федеральным законом № 248-ФЗ установлен общий порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольными (надзорными) органами.
Рейдовый осмотр согласно пункту 5 части 2 статьи 56 Федерального закона № 248-ФЗ относится к одному из видов контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом.
Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в ходе внепланового рейдового осмотра проведен осмотр территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог». Из протокола осмотра следует, что он проведен в отсутствие представителей АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», сведений о применении видеозаписи в протоколе нет, к материалам дела она не приобщена.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 76 Федерального закона № 248-ФЗ осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
В возражении на жалобу начальник отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО2 сообщает о том, что видеозапись осмотра доступна по ссылке: https://disk.yandex.com/d/2gUsAVq8nTXd2g. Однако данная видеозапись имеет продолжительность всего 1:00 мин. и начата, как произносит голос за кадром, в 12 час. 07 мин., тогда как согласно протоколу осмотра он проводился в течение 30 минут, 31 августа 2023 года с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин. Кем осуществлена видеозапись, не ясно.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона № 248-ФЗ при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами.
В силу части 3 статьи 37 Федерального закона № 248-ФЗ инспектор не вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, в том числе руководителем группы инспекторов, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (часть 7 статьи 65 Федерального закона № 248-ФЗ).
ФИО2 в возражении на жалобу ссылается на положения пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона № 248-ФЗ, предусматривающей, что в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие, в отношении рейдового осмотра может не указываться, так как лицо, допустившее нарушение требований законодательства устанавливается на момент проведения контрольных (надзорных) действий. При этом должностным лицом сделан вывод, что уведомление контролируемого лица не предусмотрено.
Однако из полученной до проведения внепланового рейдового осмотра информации службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края было достоверно известно, каким именно юридическим лицом организованы (заказаны) земляные и иные работы по капитальному ремонту тепловой сети в границах территории выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Ансамбль археологических объектов Красноярский острог». В решении о проведении внепланового рейдового осмотра № 18 от 29 августа 2023 года АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» указано как контролируемое лицо. В заявлении о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 29.08.2023 имеется просьба согласовать проведение внепланового рейдового осмотра в отношении АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)». Составленный 31 августа 2023 года в 18 час. 00 мин. акт внепланового рейдового осмотра содержит заключение о нарушении положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ именно АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».
В части 1 статьи 88 Федерального закона № 248-ФЗ закреплено, что контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Анализ приведенных выше законодательных норм позволяет сделать вывод, что проведение контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе и внеплановый рейдовый осмотр в отношении известного контрольному (надзорному) органу лица, возможно лишь в случае заблаговременного уведомления контролируемого лица о проведении такого контрольного (надзорного) мероприятия.
Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края фактически признана необходимость уведомления контролируемого лица о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в адрес в ООО «Сибирская генерирующая компания» (АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)») по электронной почте tgk13@sibgenco.ru 31 августа 2023 года направлено уведомление о проведении внепланового рейдового осмотра вместе с решением № 18 от 29 августа 2023 года.
Однако контрольное (надзорное) действие (осмотр) проведено службой 31 августа 2023 года в период с 12 часов 00 минут до 12 часов 30 минут, а уведомление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направлено Службой, как следует из скриншотов о направлении и доставке электронных сообщений, в 13:51:58 час. и получено АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» только 31 августа 2023 года в 13:52:02 час., то есть уже после окончания осмотра.
Данные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что должностными лицами службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, осуществившим внеплановый рейдовый осмотр в отсутствие представителей АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», не были созданы условия для реализации прав юридического лица на присутствие при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, дачи пояснения по вопросам его проведения.
Таким образом, порядок проведения рейдового осмотра не соблюден, надлежащие меры, направленные на обеспечение возможности участия контролируемого лица, приняты не были.
Частью 1 статьи 91 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 91 Федерального закона № 248-ФЗ нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным, отнесено к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и влечет в силу части 1 настоящей статьи признание недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, составленный на основании результатов проведения указанного выше контрольного (надзорного) мероприятия, осуществленного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, является недопустимым доказательством, что влечет отмену вынесенного постановления и прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Центрального районного суда города Красноярска от 13 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский