ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-555 от 31.08.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-555

РЕШЕНИЕ

31 августа 2021 г. город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника Управления Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» ФИО1 на постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г.,

установил:

постановлением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г. № 5-554/2021 Управление Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ УПРДОР «Холмогоры», Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 100 000 рублей.

Защитник юридического лица ФИО1 в жалобе просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что Управление дважды привлечено в административной ответственности за одно и тоже правонарушение, а именно за отсутствие стационарного освещения пешеходных дорожек на обустроенном пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в районе отметки 464 км + 103 м, а также на отсутствие вины в инкриминированном правонарушении.

ФКУ УПРДОР «Холмогоры», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд законного представителя либо защитника не направило, о причинах неявки указанных лиц суду не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявило.

На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.

Проверив в интересах законности дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Административная ответственность по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам в силу части 2 статьи 12 Федерального закона 196-ФЗ возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Аналогичные правила содержатся в пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090.

В силу положений пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года N 1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

Пунктом 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 установлено, что в населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.

Горизонтальную разметку наносят на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом (пункт 6.2.117 ГОСТ Р 52289-2019).

Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м (п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019).

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.

Пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Национальным стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утвержденным приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. № 270-ст) предусмотрены требования к стационарному уличному освещению.

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на пешеходных переходах на проезжей части.

Как следует из материалов дела, 02 июня 2021 года в 12 часов 40 минут должностным лицом ОГИБДД ОМВД России «Котласский» в ходе выполнения функции надзора за дорожным движением на автомобильной дороге общего пользования федерального значения «Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово», проходящей по территории Котласского района, с отметки км 445+000 м по км 501+200 м выявлены недостатки при содержании и ремонте указанной автомобильной дороги, а именно:

1. на обустроенных пешеходных переходах, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» отсутствуют линии дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 «зебра» на следующих участках: км 445+100 м (<...>); км 447+500 м (г. Котлас перекресток улиц Восточное шоссе-Чиркова); км 447+550 м (г. Котлас перекресток улиц Восточное шоссе-Чиркова); км 449+400 м (<...>); км 452+524 м; км 452+634 м; км 464+998 м; км 466+331 м; км 469+637 м; км 471+166 м; км 471+700 м; км 483+258 м; км 485+800 м; км 487+383 м; км 490+274 м; км 491+003 м; км 488+467 м; км 492+106 м; км 492+910 м; км 495+459 м; км 497+028 м; км 499+298 м; км 501+156 м;

2. на обустроенных нерегулируемых наземных пешеходных переходах, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» по титулу и против титула над проезжей частью с двусторонним движением с двумя полосами для движения в одном направлении отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» на следующих участках: км 483+253 м по титулу дороги; км 483+258 м против титула дороги; км 483+891 м по титулу дороги; км 483+896 м по титулу дороги; км 484+727 м по титулу дороги; км 484+732 м против титула дороги; км 485+860 м по титулу дороги; км 484+865 м против титула дороги; км 487+383 м по титулу дороги; км 487+388 м против титула дороги; км 488+467 м по титулу дороги; км 488+472 м против титула дороги; км 490+269 м по титулу дороги; км 490+274 м против титула дороги; км 491+003 м по титулу дороги; км 491+008 м против титула дороги; км 492+101 м по титулу дороги; км 492+106 м против титула дороги; км 492+910 м по титулу дороги; км 492+915 м против титула дороги.

3. на обустроенных пешеходных переходах, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», отсутствует стационарное электрическое освещение на следующих участках: км 452+524 м; км 452+634 м; км 464+103 м; км 464+998 м; км 466+331 м; км 469+637 м; км 471+166 м; км 471+700 м; км 483+258 м; км 483+896 м; км 484+727 м; км 485+800 м; км 487+383 м; км 488+467 м; км 490+274 м; км 491+003 м; км 492+106 м; км 492+910 м; км 495+459 м; км 497+028 м; км 499+298 м; км 501+156 м.

Эти обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ФКУ УПРДОР «Холмогоры», ответственного за содержание и ремонт автомобильной дороги общего пользования федерального значения, по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и иные материалы, судья городского суда, пришел к обоснованному выводу о несоблюдении Управления ФКУ УПРДОР «Холмогоры» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения, когда пользование таким участком угрожало безопасности дорожного движения, и правильно квалифицировал бездействие юридического лица по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения и виновность в нем управления подтверждаются собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03 июня 2021 г.; протоколом об административном правонарушении от 01 июля 2021 г.; актом выявленных недостатков в содержании дороги (улицы) железнодорожного переезда, дорожный сооружений и технических средств от 02 июня 2021 г.; распоряжением руководителя Межрегионального территориального управления Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 13 апреля 2021 года № 167-р «О передаче ФКУ УПРДОР «Холмогоры» федерального недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», в том числе автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово», протяженностью 188866 м; сведениями об объекте недвижимости согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и регистрирующими документами в отношении ФКУ УПРДОР «Холмогоры».

На основании имеющихся в материалах дела доказательств судья городского суда пришел к правильному выводу о наличии в бездействии Управления ФКУ УПРДОР «Холмогоры» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Вопреки доводам заявителя, с 13 апреля 2021 г. автомобильная дорога общего пользования федерального значения «Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово», протяженностью 188866 м, кадастровый номер 29:00:000000:106650 находится в составе имущества на праве оперативного управления у ФКУ УПРДОР «Холмогоры», именно данное юридическое лицо несет ответственность за содержание и ремонт данного объекта недвижимого имущества.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ явились выявленное в ходе обследования состояния автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово», вследствие чего составлен акт выявленных недостатков в содержании дороги с указанием о нарушении требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, пунктов 5.1.6, 6.2.1, 6.2.17 ГОСТа Р 52289-2019; пункта 6.3.1 ГОСТа Р 50597-2017; пункта 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007, а также статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Указание на то, что Управлением 15 апреля 2021 г. и 14 мая 2021 г. заключены государственные контракты № 85/21 и № 105/21-СД на оказание услуг по содержанию указанной автомобильной дороги с ООО «Автодороги», к обстоятельствам, исключающим производство по делу, не относятся, поскольку по состоянию на 02 июня 2021 г. на спорном участке дороги государственным инспектором безопасности дорожного движения выявлены нарушения, которые не отвечали требованиям безопасности дорожного движения.

Таким образом, выводы судьи о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела не подтвержден факт принятия Управлением ФКУ УПРДОР «Холмогоры» всех зависящих от нее достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей.

Вместе с тем при вынесении постановления районным судьей не учтено следующее.

Из постановления следует, что Управление ФКУ УПРДОР «Холмогоры», привлечено к административной ответственности, в том числе, за то, что на участке 464 км + 103 м обустроенные пешеходные переходы, обозначенные дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», не оснащены стационарным электрическим освещением.

В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Постановлением Котласского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г. № 5-544/2021 Управление также признано виновным за отсутствие стационарного освещения на обустроенном пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в районе отметки 464 км + 103 м., указанное нарушение зафиксировано актом выявленных недостатков в содержании дороги от 25 мая 2021.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Следовательно, городским судьей не было учтено, что по указанному нарушению (отсутствие стационарного освещения на обустроенном пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в районе отметки 464 км + 103 м) ФКУ УПРДОР «Холмогоры» на момент привлечения к административной ответственности фактически не было привлечено к ответственности, в связи с чем, оно подлежит исключению из объема предъявленного Управлению обвинения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

При назначении наказания Управление ФКУ УПРДОР «Холмогоры» назначено минимальное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, с применением нормы части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем, исключение из объема, вмененного правонарушения, факта нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения (отсутствие стационарного освещения на обустроенном пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в районе отметки 464 км + 103 м), имевшее место 02 июня 2021 г., не влечет изменение назначенного заявителю наказания.

В силу положений статьи 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При вышеизложенных обстоятельствах постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г. в отношении Управления ФКУ УПРДОР «Холмогоры» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу защитника Управления ФКУ УПРДОР «Холмогоры» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении ФКУ УПРДОР «Холмогоры» изменить, исключить из объема, вмененного правонарушения, факт нарушения, связанного с отсутствием стационарного освещения на обустроенном пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» в районе отметки 464 км + 103 м.

В остальной части постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г. оставить без изменения.

Судья А.В. Витязев