Судья Сабирьянов Р.Я. дело № 7п-56
Р Е Ш Е Н И Е
г. Йошкар-Ола 14 мая 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОНАПТЕКА», расположенного по адресу: <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 марта 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
18 февраля 2019 года старшим уполномоченным отделения КЛСО УНК МВД по Республике Марий Эл ФИО1 в отношении общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОНАПТЕКА» (далее – ООО «РЕГИОНАПТЕКА», общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 марта 2019 года обществу с ограниченной ответственностью «РЕГИОНАПТЕКА» назначено административное наказание в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей без конфискации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
ООО «РЕГИОНАПТЕКА» подало в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобу на данное постановление, просило изменить вид административного наказания на предупреждение, указывая на наличие оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, недоказанность обстоятельства в виде наличия угрозы жизни и здоровью граждан вследствие отсутствия записей в журнале регистрации операций.
На рассмотрение жалобы представитель ООО «РЕГИОНАПТЕКА» не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено судебной повесткой.
В соответствии с ч.3 ст.30.6, ч.3 ст.30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения старшего уполномоченного отделения КЛСО УНК МВД по Республике Марий Эл ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Перманганат калия в концентрации 45% и более входит в список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 (далее - список IV), он включен в таблицу III указанного списка.
Ограничения на оборот прекурсоров, внесенных в список IV, установлены статьей 30 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Пунктом 12 статьи 30 названного Федерального закона установлено, что при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Исходя из пунктов 1, 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 419, при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Данный журнал ведется по форме согласно приложению к вышеуказанному постановлению Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии печати).
Пунктами 5, 6 Правил установлено, что при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов; записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.
Как предусмотрено пунктом 11 Правил, исправления в журналах заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах не допускаются.
Из обстоятельств и материалов дела следует, что в период с 4 декабря 2018 года по 11 декабря 2018 года сотрудниками прокуратуры г. Йошкар-Олы совместно с сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Марий Эл с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений в сфере здравоохранения и при обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в отношении ООО «РЕГИОНАПТЕКА» проведена проверка, в ходе которой установлено, что обществом допускаются грубые нарушения требований Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 419 «Об утверждении правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
В ходе проверки ООО «РЕГИОНАПТЕКА» проводилось исследование документации и визуальный осмотр мест хранения прекурсоров, а также сверка фактических остатков прекурсоров с журнальными формами. Для реализации в ООО «РЕГИОНАПТЕКА» ежегодно приобретается прекурсор: перманганат калия в концентрации 45 процентов или более, который включен в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681.
Операции, связанные с оборотом перманганата калия в аптеке, расположенной по адресу: <...>, отображаются в журналах регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее журнал регистрации операций). Всего в ООО «РЕГИОНАПТЕКА» в 2018 году заполняются два журнала регистрации операций. В первом ведутся записи по обороту перманганата калия в концентрации 45 процентов или более во флаконах по 3 гр., во втором - во флаконах по 5 гр.
В соответствии с приказом ООО «РЕГИОНАПТЕКА» № <...> от 1 октября 2018 года лицом, ответственным за ведение и хранение журналов регистрации операций, на момент проверки являлась заведующая В. Т.В.
В ходе проверки ООО «РЕГИОНАПТЕКА» выявлены следующие нарушения обязательных требований законодательства, регламентирующего оборот прекурсоров: в нарушение пункта 2 Правил, учет прекурсора в 2018 году в ООО «РегионАптека» должным образом не осуществлялся. Последняя запись в журнале регистрации операций, в котором отображен оборот перманганата калия во флаконах по 3 гр., содержит сведения об остатке перманганата калия на 1-е ноября 2018 года, а именно 59 флаконов по 3 гр., согласно бухгалтерской отчетности на момент проведения проверки в аптеке находится перманганат калия в количестве 12 флаконов по 3 гр., что соответствует фактическому остатку;
в нарушение пункта 4 Правил, журналы регистрации операций не сброшюрованы, не заверены подписью руководителя юридического лица и не скреплены печатью юридического лица;
в нарушение пункта 11 Правил, исправления в журналах не заверены подписью лица, ответственного за их ведение и хранение.
Факты нарушения ООО «РЕГИОНАПТЕКА» обязательных требований, установленных Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 419, подтверждаются: рапортом старшего оперуполномоченного отделения КСЛО УНК МВД по Республике Марий Эл ФИО1; актом осмотра от 4 декабря 2018 года с фототаблицей; письменными объяснениями В. Т.В.; приказом № <...> от 12 октября 2018 года; должностной инструкцией заведующей аптекой; журналами регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ; отчетом движения товара и иными материалами дела. Данным доказательствам в постановлении дана полная и всесторонняя оценка в их совокупности.
Действия (бездействие) ООО «РЕГИОНАПТЕКА» квалифицированы судьей суда первой инстанции, как не соответствующие вышеуказанным требованиям законодательства и образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.16 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
Событие, состав административного правонарушения, вина ООО «РЕГИОНАПТЕКА» в жалобе не оспариваются.
Доводы жалобы о наличии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Таким образом, как правильно указано в обжалуемом постановлении, административное правонарушение, как связанное с нарушением хранения, учета, отпуска, реализации прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. С учетом изложенного обществу, включенному в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не могло быть назначено административное наказание в виде предупреждения.
Вопреки доводам жалобы, которые не основаны на правильном толковании норм материального права, данный вывод судьи является правильным, соответствующим обстоятельствам дела, основанным на объективной оценке материалов дела в их совокупности.
Дело рассмотрено судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, без существенных нарушений процессуальных требований. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.
По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованное постановление вынесено судьей суда первой инстанции с соблюдением статьи 24.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Жалоба ООО «РЕГИОНАПТЕКА» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 марта 2019 года оставить без изменения, жалобу ООО «РЕГИОНАПТЕКА» – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов