ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-58/18 от 08.08.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Гаврилова Т.Н. Дело № 7п-58/2018

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 8 августа 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,

при секретаре Романове Р.Е.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Аракчеева Н.А. на постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аракчеева Н.А., <дата> рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

1 июня 2018 года начальником управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл М.А.И. в отношении Аракчеева Н.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Постановлением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 июля 2018 года Аракчеев Н.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного часть. 1 статьи 7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, Аракчеев Н.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что на момент события Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий не было включено в реестр объектов культурного наследия. Указанное обстоятельство подтверждается ответом заместителя министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 27 ноября 2017 года.

Заслушав объяснения Аракчеева Н.А., поддержавшего жалобу и просьбу об отмене постановления, представителя Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл М.А.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы и возражений на нее, исследовав дело <№> и дополнительно представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

В силу положений части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К таким объектам относятся, в том числе, отдельные захоронения.

Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 10 августа 1990 года № 208 «О перезахоронении жертв сталинских репрессий и создании мемориального кладбища» постановлено выявленные захоронения жертв сталинских репрессий объявить мемориальным кладбищем и взять на учет под охраной государства как памятник истории советского периода местного (Марийской АССР) значения.

Согласно постановлению судьи и материалам дела административное правонарушение, совершение которого вменено Аракчееву Н.А., заключается в том, что 11-12 мая 2018 года Аракчеев Н.А. в нарушение установленного федеральным законом запрета провел самостоятельно несанкционированные земляные работы на территории объекта культурного наследия «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий» (Мендурское кладбище), а именно на территории памятника в <...> м к северо- востоку от информационной надписи «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий периода 30-40-х годов. Памятник истории Республики Марий Эл» (яма <№>) и в <...> м югу от памятного знака «Братская могила жертв сталинских репрессий 30-40-х годов» (яма <№>) раскопал траншею длиной <...> м; шириной от <...> до <...> м; глубиной от <...> до <...> м, из которой им были самовольно выкопаны человеческие череп и кости. Территория памятника помимо того, что имеются информирующие таблички, огорожена колючей проволкой.

При изложенных обстоятельствах действия Аракчеева Н.А. правильно квалифицированы судьей по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения Аракчеевым Н.А. данного административного правонарушения подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 1 июня 2018 года, актом осмотра состояния памятника истории и культуры от 16 мая 2018 года, схемой-картой обнаруженных предполагаемых мест захоронений в районе Мендурской дороги, ответом Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 6 июля 2018 года <№> на запрос Медведевского районного суда Республики Марий Эл, объяснениями представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл в судебном заседании районного суда, фотографиями, материалами статьи в газете «М.» от 14 мая 2018 года «<...>», информацией, опубликованной на портале газеты «П.», на сайте «М.», видеоматериалом, другими материалами дела.

Доводы жалобы о невключении на момент события Мемориального кладбища жертв сталинских репрессий в реестр объектов культурного наследия подлежат отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Ссылки Аракчеева Н.А. на переписку и ответы органов прокуратуры, должностных лиц государственных органов и иных организаций подлежат отклонению, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 1.6 лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Довод Аракчеева Н.А. о том, что земляные работы проводились по заданию оперативно-следственной группы, является необоснованным, поскольку не подтвержден доказательствами, отвечающими требованиям норм главы 26 КоАП РФ.

Недостатки протокола об административном правонарушении в части данных о личности Аракчеева Н.А. устранены судьей Медведевского районного суда Республики Марий Эл при рассмотрении дела.

Дело рассмотрено судьей с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории административных правонарушений.

Административный штраф назначен Аракчееву Н.А. судьей в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ соответствует характеру совершенного правонарушения, личности виновного лица, в том числе с учетом представленных в настоящее судебное заседание документов – грамот, благодарностей в отношении Аракчеева Н.А.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи не имеется, жалоба Аракчеева Н.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении Аракчеева Н.А. оставить без изменения, жалобу Аракчеева Н.А. – без удовлетворения.

Судья В.В. Братухин