7п-624
РЕШЕНИЕ
30 ноября 2021 г. город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Группа компании «УЛК» ФИО1 на постановление судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 07 сентября 2021 г.,
установил:
постановлением судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 07 сентября 2021 г. общества с ограниченной ответственностью «Группа компании «УЛК» (далее – ООО «ГК «УЛК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Защитник юридического лица ФИО1 просит отменить указанное постановление, как незаконное.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, возражений относительно доводов жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Как следует из части 2 этой же статьи перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию устанавливается федеральными законами.
Пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования устанавливается Положением «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290.
В соответствии с пунктом 16 приложения к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2290 от 26 декабря 2020 г. утилизация отходов IV класса опасности входит в перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 г. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (часть 3.1 статья 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов I-IV отходов является лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с уходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, на основании обращения депутатов Пестовского городского совета, поступившего в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, специалистами Управления 22 апреля 2021 г. совместно с представителями Совета депутатов г. Пестово, ГОКУ «Пестовское лесничество» проведено рейдовое обследование участков лесного фонда в районе карьера «Попово-2», в ходе осмотра установлено, что на большей части участка недр осуществляется складирование отхода – коры древесной (окорки древесины), которая согласно Федеральному классификационному каталогу отходов может быть отнесена к IV либо V классу опасности.
На основании вышеизложенного, в отношении ООО «ГК «УЛК» 17 мая 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и проведено административное расследование, в ходе проведены осмотры карьера «Попово-2» и производственной территории обособленного подразделения ООО «ГК «УЛК» Пестовский лесопромышленный комплекс (далее - ОП ПЛК ООО «ГК «УЛК»), отобраны пробы отходов, складированных в границах карьера и на производственной территории в г. Пестово.
Согласно информации, представленной ООО «ГК «УЛК», в результате деятельности предприятия осуществляется обработка бревен, в результате окорки которых в окорочном отделении лесопильного цеха № 1 на станке Valon Kone образуется отход «окорка древесины практически неопасная» (код ФККО 30511111205) V класса опасности, которая далее поступает с помощью системы конвейеров в бункер механизированного склада топлива основной котельной, откуда далее подается в приемный бункер котла котельной № 2 для утилизации.
Согласно представленному паспорту, отход «окорка» (код ФККО 30511111205) имеет V класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, в протоколе токсилогического анализа отхода № 101-БТ/17 от 31 октября 2017 г. указано, что место отбора – <...>, накопительный бункер.
В составе информации, подаваемой в рамках государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год, ООО «ГК «УЛК» указаны сведения о том, что в 2020 году было образовано отхода окорки древесины практически неопасной 30 300 тонн, которая полностью была утилизирована (в котельных при сжигании).
24 июня 2021 г. проведен осмотр производственной территории, расположенной в <...> и взятие проб отходов в местах их складирования.
В ходе осмотра установлено, что процесс первичной обработки древесины (бревен) 24 июня 2021 г. осуществлялся в следующем порядке: бревна (древесина) поступали в окорочное отделение лесопильного цеха № 1 на станок Valon Kone и далее на рубительную машину в результате чего образовался отход коры древесной (окорки), которая далее поступала с помощью системы конвейеров в бункер механизированного склада топлива основной котельной для утилизации в процессе сжигания в котельных – одна часть, вторая часть при помощи конвейеров накапливалась в бурте на бетонированной производственной площадке в целях дальнейшего использования при утилизации в котельных, при этом, согласно представленному паспорту, сжигаемый в котельной отход «окорка древесины» должен был относиться к V классу опасности.
24 июня 2021 г. в ходе осмотра отобраны объединенные пробы следующих отходов: кора со сметом с площадки, кора после окорочного станка, смет коры под штабелями, кора с примесями из бункера, которые были направлены на исследование.
Согласно заключениям ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО – «ЦЛАТИ по Новгородской области» в соответствии с пунктами 12-14 раздела «Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России № 536 от 04 декабря 2014 г. ти на основании биотестирования исследуемые пробы относятся к следующим классам опасности: кора со сметом с площадки - V класса; кора после окорочного станка - IV класса; смет коры под штабелями - V класса; кора с примесями из бункера - IV класса.
Из вышеизложенного следует, что на момент осмотра территории и отбора проб отходов 24 июня 2021 г. на площадке ООО «ГК «УЛК» в г. Пестово в накопительном бункере накапливался отход древесный, соответствующий IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, который далее передавался в котельные для утилизации путем сжигания и получения тепловой энергии.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «ГК «УЛК» подтверждены материалами дела, перечисленные в судебном постановлении доказательства являются допустимыми и достоверными, поскольку они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
На основании выявленных нарушений старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г.Санкт-Петербургу ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
На основании части 2 стать 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 названного Кодекса.
Довод жалобы о том, что отходы окорки образуются в результате производственной деятельности предприятия, используются в качестве сырья для котельной, то есть указанная деятельность носит коммерческий характер,
являются несостоятельными.
ООО «ГК «УЛК» осуществляет утилизацию древесных отходов (окорки, коры) путем их сжигания в котельных, но получаемая энергия производится не для продажи и получения прибыли, а для собственных нужд предприятия на производственной площадке, включая обогрев зданий и сооружений.
Утверждение защитника о том, что Общество осуществляло деятельность на основании заключения аналитической лаборатории «Новгородского регионального центра экологического проектирования» от 31 октября 2017 г. № 101-БТ/17, которым отходы «окорка древесины», отобранные также из накопительного бункера, отнесены к категории практически не опасных отходов (V класса), вследствие чего, лицензии на утилизацию данного вида отходов не требовалось, не может являться основанием для освобождения ООО «ГК «УЛК» от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1027 (далее - Порядок № 1027).
Пунктом 5 Порядка № 1027 установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Вместе с тем из сообщения заместителя руководителя Северо-Западного Межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 следует, что на площадке предприятия в г.Пестово в мае 2020 г. был запущен пеллетный завод, мощностью 60 тыс. тонн гранул в год, в связи с чем была изменена цепочка получения и использования тепловой энергии и отходов коры.
В подтверждение указанного к сообщению приложен скриншот новостной страницы, где 20 мая 2020 г. размещена информация о том, что в Пестове запустили пеллетный завод, мощностью 60 тысяч тонн гранул в год, и указано, что после вступления в группу компании «УЛК» Пестовского лесопромышленного комплекса обновились производственные линии и технический парк, построены новые ремонтные мастерские и железнодорожные пути.
На основании чего, утверждение защитника ООО «ГК «УЛК» о том, что с момента присвоения V класса опасности отходам «окорка древесины» в 2017 г. технологический процесс предприятия оставался неизменным, является несостоятельным.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 07 сентября 2021 г. оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Группа компании «УЛК» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.В. Витязев