ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-70/2022 от 31.03.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Конькова Е.В. Дело № 7п-70/2022

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 31 марта 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Акашевская» на постановление судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 12 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Акашевская», место нахождения: Республика Марий Эл, <...>, ИНН <...>, ОГРН <...>,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда Республики
Марий Эл от 12 января 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Акашевская» (далее–ООО «Птицефабрика Акашевская», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ООО «Птицефабрика Акашевская» просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Указывает, что в процессе деятельности общества образуется отход «помет куриный свежий» III класса опасности, который вывозится на площадку временного накопления помета <...> и в дальнейшем вывозится для утилизации, перепревания, частичной минерализации и естественного биологического обеззараживания. Обществом на основании «Технических условий производства органического удобрения» с использованием помета куриного свежего путем его компостирования с добавлением органической массы (торф, опилки, солома) производится органическое удобрение «Гринекс». Полагает, что с учетом разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 года №04-12-27/9376 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 августа 2016 года №ВА-14-27/8782 использование юридическими лицами продуктов, образующихся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоза, помета, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством, требования природоохранного законодательства, включая требования по получению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, на такие навоз, помет не распространяются. Судьёй не принято во внимание, что ООО «Птицефабрика Акашевская» не принимает отходы от иных лиц с целью дальнейшей переработки (обезвреживания) за соответствующую плату.

Выслушав защитников общества ФИО1, ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы и дополнения к ней, представителей Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4, ФИО5, просивших оставить жалобу без удовлетворения, изучив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении <№>, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 октября 2021 года <№> в отношении ООО «Птицефабрика Акашевская» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства, включая требования в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: площадке временного накопления помёта <...>, код объекта <...>, категория объекта-III, расположенного по адресу:
<адрес>

В ходе проверки установлено, что основной деятельностью
ООО «Птицефабрика Акашевская» является разведение сельскохозяйственной птицы. В процессе данной деятельности общества на площадке <...> образуются отходы «Помет куриный свежий», относящиеся к III классу опасности, которые вывозятся на площадку временного накопления помёта <...>, и в дальнейшем – на объекты утилизации ООО «Птицефабрика Акашевская», расположенные в <адрес>: примерно в 1250 м по направлению на север от <адрес>; примерно в 1500 м. по направлению на северо-запад от <адрес>.

Должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» произведён отбор проб помёта куриного с площадки временного накопления помёта <...>. По результатам проведённых анализов установлено, что отобранные с данной площадки отходы относятся к IV классу опасности.

Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 2 октября 2017 года <№>, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В качестве видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности в отношении таких отходов как «помёт куриный свежий» (код ФККО 1 12 711 01 33 3), относящийся к III классу опасности, и «помёт куриный перепревший» (код ФККО 1 12 711 02 29 4), относящийся к IV классу опасности, в приложении к лицензии указаны их транспортирование и утилизация, работы по обезвреживанию данных видов отходов не отражены.

В соответствии с исследованными в ходе проверки путевыми листами за 2020 года и справкой, подписанной техническим директором ООО «Птицефабрика Акашевская» К.А.Е., на площадку временного накопления помёта <...> ввезено 10163т отхода «Помёт куриный свежий», а вывезено 9018т отхода «Помёт куриный перепревший».

Установив, что в ходе накопления отходов «помёт куриный свежий» происходит уменьшение их массы, изменение физических и химических свойств, а именно уменьшение класса опасности и изменение состава отходов, должностное лицо Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора пришло к выводу о том, что обществом на площадке временного накопления помёта <...> осуществляется обезвреживание отхода «помёт куриный свежий», относящегося к III классу опасности, в отсутствие лицензии на данный вид деятельности, что является нарушением статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ и пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Птицефабрика Акашевская» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Судья Советского районного суда Республики Марий Эл при рассмотрении дела об административном правонарушении пришёл к выводу о доказанности вины ООО «Птицефабрика Акашевская» и наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Вместе с тем, с таким выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны основные понятия в области обращения с отходами.

Так, под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов – это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Объекты обезвреживания отходов – это специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 13 октября 2015 года №810 «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» отход «помёт куриный свежий» (код по ФККО 1 12 711 01 33 3) относящийся к III классу опасности, образуется на предприятии в результате разведения и содержания сельскохозяйственной птицы (куриц), а отход «помёт куриный перепревший» (код по ФККО 1 12 711 02 29 4), относящийся к IV классу опасности образуется в результате разведения сельскохозяйственной птицы (куриц) и перепревания помета в процессе хранения.

Из материалов дела следует, что в процессе деятельности
ООО «Птицефабрика Акашевская» по разведению сельскохозяйственной птицы образуется отход «помёт куриный свежий» (код по ФККО 1 12 711 01 33 3) относящийся к III классу опасности, который накапливается на площадке временного накопления помёта <...>.

Из пояснений представителей общества, представленных материалов следует, что площадка временного накопления помёта <...> не является объектом хранения или захоронения отходов, объектом обезвреживания отходов. Куриный помёт временно накапливается в естественных условиях на этой площадке, срок накопления помёта не превышает 11 месяцев, после чего на основании лицензии от 2 октября 2017 года <№> транспортируется для утилизации на соответствующие объекты, принадлежащие обществу, в частности по адресу: <адрес>.

В соответствии с утверждёнными обществом технологическим регламентом <№> и техническими условиями <№>, разработанными в соответствии с ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» ООО «Птицефабрика Акашевская» производится органическое удобрение <...>.

Помёт куриный разной консистенции и состава, полученного от птицы при различном её содержании, а также смеси помёта с органической массой растительного происхождения (солома, опилки, торф) или с готовым компостом, полученным в естественных условиях (не превышая 11 месяцев со дня складирования), перерабатывается в продукт – органическое удобрение, которое в дальнейшем используется обществом с своей производственной деятельности в целях повышения плодородия почв, урожайности, качества продукции растениеводства.

Защитниками общества при рассмотрении настоящей жалобы представлены технические условия <...> «Органическое удобрение <...> марки: сыпучий, гранулы», технологический регламент <№> «Инструкция производства, хранения, складирования и транспортировки органического удобрения <...>, из которых следует, что для переработки и получения органического удобрения используется куриный помёт, полученный при содержании птицы, а также смеси помёта с органической массой растительного происхождения (солома, опилки, торф) или с готовым компостом. Компостирование представляет собой биотермический процесс минерализации и гумификации веществ, происходящий в аэробных условиях под воздействием в основном теплолюбивых микроорганизмов.

При таких обстоятельствах, проанализировав условия представленных технологического регламента и технологический условий, прихожу к выводу, что в отсутствие специальных сооружений для обезвреживания отходов
ООО «Птицефабрика Акашевская» фактически осуществляется естественное биологическое обеззараживание помёта путём его выдерживания на площадке временного накопления помёта <...> с целью производства органического удобрения для собственных нужд.

При этом, исходя из смысла понятия обезвреживания отходов, целью обезвреживания является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, а не повторное их использование.

Из разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 года №04-12-27/9376 следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения навоза, помета и других органических веществ, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества распространяться не будут.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11 августа 2016 года №ВА-14-27/8782 разъяснило, что из смысла статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов).

Если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Птицефабрика Акашевская» является разведение сельскохозяйственной птицы. В результате данной деятельности образуется естественный побочный продукт – куриный помёт. В период накопления куриного помёта общество никаких манипуляций с ним в целях уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств не осуществляет, данный процесс происходит естественным образом без участия ООО «Птицефабрика Акашевская».

Таким образом, естественные процессы, происходящие в ходе выдерживания куриного помёта с целью получения компоста, необходимого для производства органического удобрения, используемого в последующем
ООО «Птицефабрика Акашевская» для собственных нужд, не являются деятельностью по обезвреживанию отходов по смыслу, придаваемому этому понятию Федеральным законом №89-ФЗ, а следовательно не подлежат лицензированию.

На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Советского районного суда Республики
Марий Эл от 12 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Акашевская» отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1
статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья С.Г. Орлова

Решение01.04.2022