ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1015/2022 от 06.07.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Попцова М.С. Дело № 7р-1015/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «6» июля 2022 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Обеднина В.К. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коал-Консалтинг»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 октября 2021 г. Общество с ограниченной ответственностью «Коал-Консалтинг» (сокращённое наименование ООО «Коал-Консалтинг») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

Согласно постановлению, ООО «Коал-Консалтинг» по месту своего нахождения в г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, д.22а, пом.191 допустило выявленное 6 сентября 2021 г. по результатам проведения проверки неисполнение в нарушение ст.ст.34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 декабря 2020 г. № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган на поставленный на государственный учёт, зарегистрированный 21 августа 2018 г. в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объект <данные изъяты> код объекта № 04-0124-001391-П I категории негативного воздействия на окружающую среду, на котором Общество осуществляет иную деятельность согласно договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки полезных ископаемых и заготовки древесины № 186 от 15 августа 2018 г., в ходе которой происходит образование отходов и оказание воздействия на окружающую среду.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 апреля 2022 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная на него защитником Обедниным В.К. жалоба – без удовлетворения.

В поданной краевой суд жалобе защитник Обеднин В.К. просит вынесенные в отношении ООО «Коал Консалтинг» постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по жалобе на него отменить, повторяя доводы поданной в районный суд жалобы о неосуществлении обществом хозяйственной деятельности, осуществление которой является критерием отнесения объекта к I категории негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того автор жалобы указывает на убыточность деятельности предприятия, неполучение им доходов.

В судебном заседании защитник Обеднин В.К. на удовлетворении жалобы настаивал.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечёт наложение административного штрафа в том числе на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно пунктам 1, 2, 3 и 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчётности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

При этом согласно частям 6, 7 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включённых в утверждённый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года (2024 года в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 71-ФЗ) включительно. В указанный перечень включается до трёхсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включённых в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 219-ФЗ) в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 496-ФЗ, в том числе нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

С 1 января 2019 г. и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

Утверждённым вступившим в силу с 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029 Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отличие от ранее действовавшего Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, исключений для исполнения обязанности разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, отнесёнными в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, не предусмотрено.

Неисполнение ООО «Коал-Консалтинг» обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган в отношении указанного в постановлении объекта I категории негативного воздействия на окружающую среду, приобретённого указанным юридическим лицом по результатам проведения торгов в составе имущественного комплекса предприятия-банкрота в сентябре 2015 г., поставленного этим лицом на государственный учёт (т.1 л.д.72, т.2 л.д.54), подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе актом плановой проверки, представленными ООО «Коал-Консалтинг» 2 августа 2021 г. (т.1 л.д.71) по направленному при проведении проверки запросу документами и в поданных в суды жалобах не оспаривается.

О проведении плановой проверки ООО «Коал-Консалтинг» уведомлено путём размещения не позднее 21 июля 2021 г. сведений о её проведении с 27 июля 2021 г. в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, направления 23 июля 2021 г. решения о проведении проверки электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены Енисейскому управлению Росприроднадзора ООО «Коал-Консалтинг», что согласуется с положениями ч.4 и п.1 ч.5 ст.21 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подтверждается в том числе данными нанесённого на решении о проведении проверки QR-кода.

Копия акта проверки (т.1 л.л.д.43-50) была получена ООО «Коал-Консалтинг», что прямо усматривается из содержания возражений защитника на указанный акт и составленный на основании него протокол об административном правонарушении (т.1 л.л.д.23-26), полученных Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора 23 сентября 2021 г. (т.1 л.л.д.27-28).

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что ООО «Коал-Консалтинг» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты, в частности после 1 января 2021 г. все зависящие от него меры по их соблюдению.

Деяние общества квалифицировано по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Доводы жалоб защитника о неосуществлении обществом деятельности, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 в качестве критерия отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I категории, не могут повлечь отмену вынесенных по настоящему делу актов по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 5 введённой Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешённому использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, по общему правилу подлежат постановке на государственный учёт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учёт, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

По смыслу указанных норм в их взаимосвязи обязанность получения комплексного экологического разрешения, а с учётом положений части 1.1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ до наступления указанных в частях 6 и 7 этой же статьи сроков - разработки и направления на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возникает до начала осуществления эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, возникновение такой обязанности предполагается у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретших право на такие объекты, постановленные на государственный учёт, что подразумевает и введение таких объектов в эксплуатацию.

При этом указание в законе на осуществление такими лицами хозяйственной и (или) иной деятельности на указанных объектах предполагает возможность осуществления такой деятельности, а возникновение обязанности по получению комплексного экологического разрешения, а в указанных выше случаях разработки и направления на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение законодатель не связывает с фактическим осуществлением такой деятельности.

Наказание ООО «Коал-Консалтинг» назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции ч.7 ст.8.2 КоАП РФ. Оснований для его смягчения в связи отсутствием прибыли от осуществляемой ООО «Коал-Консалтинг» в 2019 и 2020 годах деятельности не имеется. Принимая во внимание нахождение во владении указанного юридического лица месторождения каменного угля, нет оснований полагать указанное в жалобе обстоятельство исключительным.

Поскольку допущенное правонарушение влечёт возникновение угрозы окружающей среде, не имеется оснований для замены назначенного наказания предупреждением.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно части 1 введённой в действие вступившим в законную силу 6 апреля 2022 г. Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Указанное изменение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях улучшает положение ООО «Коал-Консалтинг», отнесённого к микропредприятиям, включённого 1 августа 2016 г. в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем назначенное ему наказание подлежит смягчению.

Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену либо иное изменение обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу не допущено.

Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя ООО «Коал-Консалтинг», извещённого о месте и времени его составления (т.1 л.д.54), что согласуется с положениями ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.

Копии указанного протокола (т.1 л.л.д.37-40) и определения о назначении места и времени рассмотрения дела (т.1 л.д.36) получены ООО «Коал-Консалтинг», что прямо усматривается из содержания возражений защитника на протокол об административном правонарушении (т.1 л.л.д.23-26), полученных Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора 23 сентября 2021 г. (т.1 л.л.д.27-28), подтверждается бланком почтового уведомления о получении копии указанного протокола (идентификатор почтового отправления 80086064990316) 10 сентября 2021 г.

Дело рассмотрено с участием защитника ООО «Коал-Консалтинг» Обеднина В.К., полномочиями на такое участие наделённого выданной руководителем юридического лица доверенностью (т.1 л.д.22).

Судьёй Железнодорожного районного суда г. Красноярска дело рассмотрено по месту совершения административного правонарушения, которое, вопреки доводам защитника, совершено в форме бездействия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 октября 2021 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коал-Консалтинг» изменить: снизить размер назначенного штрафа до сорока тысяч рублей.

Эти же постановление и решение в остальной части оставить без изменения, а жалобу защитника Обеднина В.К. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.