7р-108
РЕШЕНИЕ
3 февраля 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу врио начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ФИО1 на решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 14 декабря 2021 года,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному фяедеральному округу от 3 сентября 2021 года федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 200000 рублей.
Решением судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 14 декабря 2021 года указанное постановление изменено с назначением ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Врио начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области ФИО1 в жалобе просит отменить судебное решение, считая его незаконным.
ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в суд своего защитника или законного представителя не направило.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В силу части 1 статьи 50.7, части 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя:
1) лесное семеноводство;
2) лесовосстановление;
3) уход за лесами;
4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса РФ).
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (часть 1 статьи 62 Лесного кодекса РФ).
Согласно частям 6 и 7 статьи 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 89.1 Лесного кодекса РФ лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления. Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частями 1, 2 и 4 статьи 66 Лесного кодекса РФ установлено, что отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (часть 1).
В отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении содержится информация о мероприятиях по лесовосстановлению и лесоразведению, о площади, на которой осуществляется воспроизводство лесов, о характеристиках используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) и другая информация (часть 2).
Перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
До 1 января 2021 года действовали Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления.
Согласно пункту 50 вышепоименованных Правил в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводятся агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами.
К агротехническому уходу относятся:
ручная оправка растений от завала травой и почвой, заноса песком, размыва и выдувания почвы, выжимания морозом;
рыхление почвы с одновременным уничтожением травянистой и древесной растительности в рядах культур и междурядьях;
подавление, скашивание растительности механическим способом;
применение химических средств для уничтожения травянистой и древесной растительности в зоне роста культур;
дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.
К лесоводственному уходу относится уничтожение или предупреждение появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 6 и 50 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 04 декабря 2020 года № 1014, действующих с 1 января 2021 года.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом, основным видом экономической деятельности которого является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.
В числе дополнительных видов деятельности ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в Едином государственном реестре юридических лиц указаны также лесозаготовки.
18 августа 2011 года между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области (ранее – ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области) заключен договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком для заготовки древесины, согласно которому исправительному учреждению были предоставлены в пользование лесные участки общей площадью 105685 га с кадастровыми номерами ***** и *****, находящиеся на землях государственного лесного фонда в Янгорском участковом лесничестве Приозерного лесничества Плесецкого района Архангельской области в границах кварталов, указанных в договоре.
Согласно подпункту «м» пункта 2.4 вышеуказанного договора ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области обязано осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Договором предусмотрено создание лесных культур (не менее 10% от площади фонда лесовосстановления), уход за лесными культурами (агротехнические уходы на площадях лесных культур 1-3 года роста, лесоводственные уходы на площадях не сомкнувшихся лесных культур, по мере нарастания (полнота более 0,8)).
6 августа 2018 года директором ГКУ Архангельской области «Приозерное лесничество» утвержден проект лесовосстановления, согласно которому лесовосстановление проводится в Приозерном лесничестве Янгорского участкового лесничества (участок Янгорский) квартал 136, номер выдела 14, 114, 16, 207, 407, 507 на площади 43,2/30,0 га (НЭП – 13,2 га).
Пунктом 18 проекта лесовосстановления предусмотрен двукратный агротехнический уход весной (май – июнь) и осенью (август – сентябрь) 2020 года.
31 марта 2020 года ГКУ Архангельской области «Приозерное лесничество» уведомило ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области об объемах лесовосстановительных работ на 2020 год, в числе которых также указан уход за лесными культурами в объеме 179,9 га со сроком выполнения – 2 и 3 квартал.
Письмом от 31 марта 2020 года № 191 ГКУ Архангельской области «Приозерное лесничество» также уведомило арендаторов лесных участков, в том числе ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, о необходимости предоставления проектов лесовосстановления на 2020 год в соответствии с доведенными плановыми объемами по выделам согласно списку, в том числе в выделах 20, 22 квартала 159 (30,0 га), в выделах 38, 39, 68 квартала 100 (36,6 га), в выделах 16, 19, 31, 36 квартала 98 (21,7 га), в выделах 16, 22, 25 квартала 71 (18,6 га), в выделе 18 квартала 66 (13,0 га), в выделах 14, 16, 114, 207, 407, 507 квартала 136 (30,0 га) Янгорского участкового лесничества (Янгорский участок) Приозерного лесничества, общая площадь 149,9 га.
5 января 2021 года ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в ГКУ «Приозерное лесничество» представлен отчет по форме 1-ВЛ «Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении», в строке 15 которого сведения о выполнении работ по уходу за лесными культурами (рубок ухода за молодняками (осветвления и прочистки)) отсутствуют.
Таким образом, ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не исполнены работы по воспроизводству лесов, а именно не проведены рубки ухода на лесных участках, расположенных в выделах 20, 22 квартала 159 (30,0 га), в выделах 38, 39, 68 квартала 100 (36,6 га), в выделах 16, 19, 31, 36 квартала 98 (21,7 га), в выделах 16, 22, 25 квартала 71 (18,6 га), в выделе 18 квартала 66 (13,0 га), в выделах 14, 16, 114, 207, 407, 507 квартала 136 (30,0 га) Янгорского участкового лесничества (Янгорский участок) Приозерного лесничества.
Выявленные нарушения явились основанием для привлечения ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательств проведения работ по воспроизводству лесов в указанных выделах исправительным учреждением не представлено.
В жалобе ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не оспаривает факт неисполненения работ по воспроизводству лесов.
Таким образом, совершенное юридическим лицом деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, имея возможность и будучи обязанным в полном объеме выполнять требования лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, все зависящие от него меры по их соблюдению не приняло, доказательств наличия каких-либо препятствий для соблюдения данных требований не представило.
Административное наказание назначено ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.27 КоАП РФ (в размере половины от минимального размера административного штрафа в 200 000 рублей, предусмотренного санкцией статьи), и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.
Избранный вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о применении части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и о малозначительности правонарушения были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в судебном акте.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188, устанавливали критерии и требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации, а также регулировали деятельность по восстановлению лесов в отношении земель требующих лесовосстановления.
Таким образом, совершенное юридическим лицом бездействие создало угрозу окружающей природной среде, что исключает возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оснований для признания совершенного ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области правонарушения малозначительным также не имеется, поскольку совершенное бездействие юридического лица, как указано выше, создало угрозу окружающей природной среде, что существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей.
При этом наступление каких-либо материальных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу врио начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов