ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1086 от 24.12.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-1086

РЕШЕНИЕ

24 декабря 2015 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО5. на решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 ноября 2015 года,

установил:

постановлением врио заместителя начальника ГИБДД УМВД России по городу Архангельску от 27 августа 2015 года индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5600 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 ноября 2015 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО6 просит отменить решение судьи, считая его незаконным.

Ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи нахожу подлежащим удовлетворению по указанным в нем основаниям.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, нахожу решение подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, 14 августа 2015 года выпустила на линию с целью перевозки пассажиров пассажирский автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, по маршруту № 22 в городе Архангельске, без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства – тахографа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку маршрут № 22 включен в перечень маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск», оснащение тахографом пассажирского автобуса <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки по данному маршруту не предусмотрено.

С таким решением согласиться нельзя.

Процессуальными требованиями – статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» издан приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Указанным приказом Минтранса утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу).

Тахографами оснащаются следующие выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3), за исключением транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден приказом Минтранса России от 21.08.2013 N 273.

Пунктом 3 названного приказа установлено, что оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к Приказу Минтранса России N 36 после слов «за исключением», производится: - автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров.

Таким образом, до 01.07.2014 года тахографами должны быть оснащены автобусы категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров, за исключением транспортных средств данной категории, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных ст.24.1 КоАП РФ, не принял мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, не выяснил, осуществлялась ли перевозка пассажиров в соответствии с указанными Правилами и подлежал ли в связи с этим автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, оснащению тахографом.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства максимальная масса автобуса «<данные изъяты>» составляет 7735 кг, помимо места водителя данное транспортное средство имеет более 8 мест и предназначено для перевозки пассажиров, то есть относится к категории М3.

Согласно основным понятиям, данным в пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

В пункте 2 Правил дано понятие транспортного средства категории "M3" – это транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн. Согласно пункту 3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

Следовательно, перевозчик пассажиров и багажа, работающий на городских и пригородных маршрутах, не обязан оборудовать транспортные средства тахографами, если осуществляет перевозки в рамках названных Правил.

Порядок выполнения регулярных городских перевозок пассажиров на автобусных маршрутах в городе Архангельске установлен Законом Архангельской области от 30.05.2014 N 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».

Подпунктом 7 части 1 статьи 3 названного Областного закона определено, что муниципальный маршрут это городской, пригородный или междугородный маршрут регулярных автобусных перевозок, проходящий в границах территории муниципального образования Архангельской области (в границах поселения Архангельской области, либо между поселениями Архангельской области в границах муниципального района Архангельской области, либо в границах городского округа Архангельской области, в том числе между территориальными округами городского округа Архангельской области).

Согласно подпункту 4 пункта 2 и подпункту 2 пункта 3 статьи 6 Областного закона одним из оснований для осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам является наличие у перевозчика договора об организации регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам.

Привлечение перевозчиков к выполнению регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальным нормативным правовым актом, на основании договоров об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, заключаемых между органом местного самоуправления и перевозчиками.

В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 года № 258-внеоч.-03 «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» и части 1 статьи 1 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 года, муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа.

Постановлением мэрии г. Архангельска от 10 февраля 2012 года № 73 утвержден перечень маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Автобусный маршрут № 22 включен в перечень маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Согласно письму департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска от 20 августа 2015 года, договор на организацию регулярных автобусных перевозок по муниципальному маршруту № 22 на территории города Архангельска заключен мэрией города Архангельска только с МУП «<данные изъяты>», директор ФИО7.

Таким образом, с индивидуальным предпринимателем ФИО1 такой договор не заключался.

Следовательно, пассажирский автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащий к категории M3, не осуществляет городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112.

Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволило судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение судьи подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в данном случае исчисляется со дня выявления правонарушения - 14 августа 2015 года и на момент рассмотрения дела истек.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности отнесено п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по городу Архангельску ФИО8 удовлетворить.

Решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 ноября 2015 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья А.С. Харлов