ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1093 от 24.12.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-1093

Р Е Ш Е Н И Е

24 декабря 2020 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества «Быт» Белоглазовой Т.В. на решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года,

установил:

постановлением главного специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Архангельской области от 29 сентября 2020 года акционерное общество «Быт» (далее - АО «Быт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Архангельский областной суд, генеральный директор АО «Быт» Белоглазова Т.В. просит состоявшиеся в отношении юридического лица акты отменить, считая их незаконными.

В областном суде защитник юридического лица Барган С.И. доводы жалобы поддержал.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.46 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Как усматривается из материалов дела, АО «Быт» в соответствии с лицензией АРХ 01108 МЭ от 17 июня 2005 года осуществляет деятельность, связанную с пользованием недрами по добыче лечебных минеральных подземных вод для бальнеотерапевтического применения.

Участок недр имеет статус горного отвода, который расположен в г. Новодвинск, МО «Город Новодвинск» Архангельской области.

По мнению должностного лица Росприроднадзора, объекты добычи подземных вод, на которые выданы лицензии на право пользования недрами, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» соответствуют понятию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, подлежат постановке на государственный учет в соответствии со статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572.

Поскольку объект добычи подземных вод АО «Быт» на государственный учет поставлен не был, Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.

При этом в постановлении указано, что исходя из подпункта «б» пункта 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903, федеральному государственному экологическому надзору подлежат объекты, на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр и в соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ они подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Таким объектам согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029, присваивается III категория негативного воздействия.

Пересматривая постановление должностного лица, судья городского суда пришел к аналогичным выводам, дополнив, что деятельность, связанная с добычей подземных вод, оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние водных объектов, следовательно, артезианские скважины, которые используются для ведения такой деятельности, являются объектами, оказывающими негативное влияние на окружающую среду.

Между тем, при пересмотре постановления должностного лица судьей районного суда не учтено следующее.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункт 3 статьи 69 Закона об охране окружающей среды).

Пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В статье 1 Закона об охране окружающей среды дано понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, под которым понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В статье 4.2 Закона об охране окружающей среды определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 69 Закона об охране окружающей среды).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), согласно пункту 17 которого основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 5 Правил в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду указываются в том числе сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат; сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии № 1029).

Не учтенные указанным постановлением объекты не подлежат постановке на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По делу не оспаривается, что АО «Быт» не имеет объектов, относящихся к I, II, и IV категорий.

По мнению главного специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Архангельской области объекту добычи подземных вод АО «Быт» должна быть присвоена III категория.

Согласно пункту 5 Критериям № 1029 к критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории относится осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.

В силу раздела IV к таким уровням воздействия относится:

1. (пункт 6) Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. (пункт 7) Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.

3. (пункт 8) Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Таким образом, для отнесения объекта оказывающих негативное воздействие на окружающую среду помимо осуществления хозяйственной деятельности требуется наличие уровней воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев № 1029.

Согласно письму Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 6 Критериев.

В частности, объекты НВОС относятся к III категории в случае осуществления деятельности, не указанной в пунктах 1 - 3, 7, 8 Критериев, и в случаях, если у таких объектов осуществляется один из следующих видов деятельности:

выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками массой более 10 тонн в год;

выбросы радиоактивных веществ;

сбросы загрязняющих веществ в системы водоотведения в результате использования вод не для бытовых нужд;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, недра, на землю.

Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно указанной формы в заявке должны быть указаны декларируемая категория объекта (I, II, III и IV категории) и обоснование ее присвоения в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029, а также сведения о воздействии объекта на окружающую среду, в том числе сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта); сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника); сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта); сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов).

Между тем, АО «Быт» при рассмотрении дела последовательно заявляло, что Общество при осуществлении деятельности на объекте добычи подземных вод не имеет стационарных источников загрязнения окружающей среды, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и окружающую среду не осуществляет, в связи с чем отсутствуют уровни негативного воздействия на окружающую среду, указанные в разделе IV Критериев № 1029.

Вместе с тем приведенные выше обстоятельства, о которых АО «Быт» указывало в рамках производства по делу и заявляет в настоящей жалобе, в ходе судебного разбирательства не опровергнуты; материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств наличия уровней воздействия на окружающую среду, определенных в IV разделе Критериев № 1029 при осуществлении своей хозяйственной деятельности.

Данные сведения подлежат указанию в форме в заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. В их отсутствие такая заявка не может быть заполнена: а именно раздел сведения о воздействии объекта на окружающую среду и, как следствие, произведено обоснование присвоения категории объекта в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации в постановлении № 1029.

Ссылаясь на то, что деятельность связанная с пользованием участками недр подлежит федеральному экологическому надзору, должностное лицо Росприроднадзора не учитывает, что в силу приведенных нормативных актов постановке на учет подлежат объекты оказывающие негативное влияние на окружающую среду, а не деятельность, подлежащая экологическому надзору.

При этом ссылка на часть 8 статьи 69 Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ необоснованна.

Согласно указанной нормы, ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, требуется одновременно два условия: это оказание объектом негативного воздействия на окружающую среду и то обстоятельство, что он подлежит экологическому надзору.

Как указано выше, доказательств негативного воздействия на окружающую среду от деятельности АО «Быт» не представлены.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Совокупность перечисленных выше обстоятельств не позволяет сделать бесспорный вывод о виновности АО «Быт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 названного Кодекса.

Также следует отменить неопределенность, относительно даты совершения административного правонарушения.

Должностное лицо в постановлении указало 23 апреля 2020 года, дату выявления правонарушения, когда АО «Быт» было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 06-03-2020/21 от 21 апреля 2020 года за подписью руководителя Северного межрегионального управления Росприроднадзора о постановке объекта на учет.

Вместе с тем, согласно материалам дела, должностное лицо Росприроднадзора, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, 21 апреля 2020 года уже знало о вмененном по настоящему делу правонарушении, поскольку вынесло соответствующее предостережение. Из данного предостережения следует, что обстоятельства вмененного по настоящему делу административного правонарушения уже были отражены, т.е. стали известны ранее. Сведений о том, когда и при каких обстоятельствах было обнаружено правонарушение должностном лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в деле нет, и судьей в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела не выяснялось.

Отсутствие указанных сведений не позволяет проверить соблюдение сроков давности привлечения к ответственности.

При таких обстоятельствах постановление главного специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Архангельской области от 29 сентября 2020 года и решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года, вынесенные в отношении АО «Быт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу генерального директора акционерного общества «Быт» Белоглазовой Т.В. удовлетворить.

Постановление главного специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Архангельской области от 29 сентября 2020 года и решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года, вынесенное в отношении АО «Быт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.

Судья А.С.Харлов