К О П И Я
Судья Мугако М.Д. Дело № 7р-5/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «11» января 2018 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 2 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, в отношении Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО1 от 5 июня 2017 г. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению, Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (сокращённо Красноярскстат) не предоставило перечень зарегистрированных на территории Республики Тыва индивидуальных предпринимателей по основному и дополнительному виду деятельности по группе 47.30 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах» (по ОК 029-2015 (КДЕС Ред.2)) с указанием хозяйствующих субъектов, ОГРН/ИНН, адресов по мотивированному необходимостью указанных сведений для проведения анализа состояния конкурентной среды и направленному Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва запросу от 16 марта 2017 г. (исх.№ 4-352) в десятидневный срок со дня его получения, а также по направленному уведомлению о составлении протокола от 12 апреля 2017 г. (исх. № 4-519) в срок до 10 мая 2017 г.
Решением судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 2 ноября 2017 г. по жалобе руководителя Красноярскстата ФИО2 указанное постановление было отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья счёл, что предоставление запрошенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва информации, являющейся сведениями, содержащимися в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, которые согласно ст.7 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случаях и в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации бесплатно предоставляется органам государственной власти регистрирующим органом, то есть Федеральной налоговой службой, не относится к компетенции Красноярскстата.
Судья также указал на установление федеральным законодательством (ст.9 Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации») запрета органам государственной статистики распространять первичную информацию, на основании которой составляются сведения государственного статистического учёта.
В поданной в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3, ч.1 ст.30.9 КоАП РФ порядке жалобе вынесшее отменённое постановление должностное лицо просит решение судьи отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении поданной руководителем Красноярскстата жалобы отказать, полагая, что на основании ч.1 ст.25 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе истребовать документы без ограничения по срокам, составу и объёму запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольными органом его задач и функций, а исходя из положений ч.3 ст.8 Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» о наличии у респондентов – граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязанности безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, Красноярскстат располагал запрошенной у него информацией, которая не являлась первичными статистическими данными, то есть не являлась информацией ограниченного доступа, предоставление истребованных документов не могло нарушить права респондентов официального статистического учёта, поскольку положения статей 25 и 26 Федерального закона «О защите конкуренции» обеспечивают их сохранность и неразглашение антимонопольным органом, информацией о перечне индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с указанием поименованного в запросе антимонопольного органа кода вида экономической деятельности обладает только Красноярскстат.
В судебном заседании защитники Пищальников С.В. и Шарабыров С.И. против удовлетворения жалобы возражали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены либо изменения судебного решения не нахожу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 этой статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 этой статьи.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена обязанность в том числе федеральных органов исполнительной власти представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Вместе с тем частью 3 этой же статьи предусмотрено, что информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Согласно пунктам 1-3 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена невозможность ограничения доступа к:
нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Таким образом, указанными положениями закона, реализация которых направлена на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации, установлен прямой запрет на предоставление субъектами официального статистического учёта, к каковым в настоящем деле относится и Красноярскстат, в том числе федеральным органам государственной власти, территориальным органом которого в настоящем деле выступает Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, для целей, не связанных с формированием официальной статистической информации, первичных статистических данных, и в частности документированной информации по формам федерального статистического наблюдения, получаемым от респондентов.
По смыслу закона и вопреки доводам жалобы указанный запрет распространяется на предоставление содержащейся в формах федерального статистического наблюдения информации, а не только на предоставление самих таких форм.
При этом действующее законодательство не содержит запрета на такое ограничение в части представления информации, указанной в запросе антимонопольного органа, неисполнение которого послужило основанием для привлечения Красноярскстата к административной ответственности по настоящему делу, а вышеприведённые положения статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции», равно как и положения статьи 26 указанного Федерального закона об ответственности работников антимонопольного органа за разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом и полученную антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий тайну, вопреки доводам жалобы не могут рассматриваться как позволяющие игнорировать такое ограничение антимонопольными органами при истребовании ими информации, необходимой для исполнения возложенных на них полномочий, не связанных с формированием официальной статистической информации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом являющегося таким уполномоченным органом Росстата от 11 августа 2016 г. № 414 утверждена в том числе форма федерального статистического наблюдения №1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (приложение № 5) с указаниями по её заполнению.
Указанная форма, подлежавшая предоставлению в срок 2 марта следующего за отчётным года, предусматривала предоставление индивидуальными предпринимателями сведений об осуществлении ими основной предпринимательской деятельности в том же субъекте Российской Федерации, где эти предприниматели в качестве таковых зарегистрированы, объёме полученной ими в отчётном году по всем видам деятельности выручки, о фактически осуществляемых ими в отчётном году видах деятельности с последующим указанием кода по ОКВЭД субъектом статистического наблюдения, о доле выручки, полученной от каждого вида деятельности.
При этом согласно указанию к заполнению этой формы основной предпринимательской деятельностью считается деятельность, приносящая большую долю выручки в общем объёме выручки от предпринимательской деятельности.
Таким образом, полученные Красноярскстатом от респондентов сведений по указанной форме федерального статистического наблюдения о зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации индивидуальных предпринимателях, основных и дополнительных видах их деятельности подлежат отнесению к первичным статистическим данным, в предоставлении которых антимонопольному органу для достижения последним целей, не связанных с формированием официальной статистической информации, руководителем Красноярскстата было обоснованно отказано.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат данных о получении Красноярскстатом запрошенной от него информации не в результате получения от респондентов информация по формам федерального статистического наблюдения, а в результате использования административных данных, то есть используемой при формировании официальной статистической информации документированная информации, получаемой федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод судьи об отсутствии в деянии Красноярскстата состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным, а поданная в краевой суд жалоба не содержит указания на обстоятельства, которые могли быть расценены как предусмотренные законом основания для отмены судебного решения.
Принятое судьей решение мотивировано, содержащиеся в нём выводы подтверждены исследованными доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 2 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, в отношении Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда: Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.