ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-112 от 19.02.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-112

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2015 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 28 января 2015 года,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела ГИБДД ОМВД России «Холмогорский» от 24 ноября 2014 года должностное лицо - дорожный мастер Виноградовского участка ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 28 января 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.

ФИО1 в жалобе просит решение отменить как незаконное.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 31 октября 2014 года в 19 часов 30 минут на 986 км автодороги М-8 «Холмогоры» произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого получили механические повреждения транспортные средства, а также 3 человека телесные повреждения.

В ходе выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки эксплуатационного состояния данного участка дороги, выразившиеся в наличии зимней скользкости в виде стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм, непринятии мер к своевременной ликвидации гололеда и информированию участников дорожного движения о существующей опасности.

По результатам административного расследования государственный инспектор отдела ГИБДД ОМВД России «Холмогорский» пришел к выводу, что несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги допущено должностным лицом - дорожным мастером Виноградовского участка ООО «<данные изъяты>» ФИО1, который нарушил положения ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.п. 6.1.1, 6.4.1, 6.4.10, ДД.ММ.ГГГГ ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», введенных в действие Письмом Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса РФ от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ис, п.п. 11.2, 3.1.1, 3.2.2, 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р, а также п. 13 Основных положений Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Допустив нарушение правил содержания дорог в безопасном для движения состоянии, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.34 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения несостоятельны.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог является обязательным Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р (п.п.1.1-1.2).

Работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93, и соответствовать заданному уровню содержания.

Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия:

- профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием;

- повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.

Основными задачами органов управления дорожным хозяйством является организация работ по предупреждению образования скользкости на дорогах и своевременная ее ликвидация, принятие необходимых мер по обеспечению безопасного и удобного проезда по дорогам и недопущению перерывов движения из-за неудовлетворительного зимнего содержания дорожного покрытия (п.3.2.2).

Положениями Руководства по борьбе с зимней скользкостью, Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, закреплена необходимость использования метеопрогнозов, предварительного планирования работ по борьбе с зимней скользкостью, профилактической обработки дорог антигололедными реагентами.

Согласно п.6.4.11 Методических рекомендаций для предупреждения участников движения о скользком покрытии устанавливают временные знаки "Скользкая дорога" и оповещают участников движения о состоянии покрытия специальными световыми табло с надписью "Осторожно! Гололед!", размещаемыми у постов ГИБДД, зданий дорожной службы и у автотранспортных организаций, находящихся рядом с обслуживаемой дорогой.

При этом в силу пункта 4.4.2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью при получении информации о погодных условиях с возможным образованием на покрытии ледяных отложений (стекловидного льда) необходимо провести предварительную обработку покрытия химическими ПГМ в количестве 5 - 15 г./кв. м. Предварительная обработка может производиться за 1 - 2 часа до прогнозируемого явления погоды.

Как следует из материалов дела между ФКУ «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен долгосрочный государственный контракт №<данные изъяты>.

Указанным контрактом ООО «<данные изъяты>» приняло на себя обязательства поддерживать требуемый уровень содержания автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска, км 468+240 – км 1226+218, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения.

В состав услуг по содержанию автомобильной дороги, предусмотренных в рамках контракта (Приложение №3) входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью; распределение противогололедных материалов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; поддержание в чистоте и порядке автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололёдных материалов на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.

Согласно сведений о погодных условиях (справка от 01.11.2014, л.д. 9), 31 октября 2014 года в период с 18 до 21 часа температура воздуха понизилась от 0,2 градусов тепла до 0,0 градуса.

Между тем, 31 октября 2014 года в 19 часов 30 минут на 986 км автодороги М-8 «Холмогоры» в нарушение указанных требований было допущено образование на покрытии дороги зимней скользкости в виде стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм, не приняты меры к своевременной ликвидации гололеда и информированию участников дорожного движения о существующей опасности.

Приказом (распоряжением) директора Приморского филиала ООО «<данные изъяты>» от 30.04.2013 года ФИО1 с 01.05.2013 года назначен на должность дорожного мастера Виноградовского участка ООО «<данные изъяты>».

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

ФИО1, как это следует из пунктов 2.1 и 2.5 должностной инструкции мастера участка по содержанию автомобильных дорог, обязан осуществлять руководство производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, руководство производственным участком, контролировать качество выполняемых работ.

Между тем, ФИО1 не организовал проведение работ обеспечению соответствия состояния дороги при ее содержании в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, не принял мер к своевременному предупреждению и устранению гололеда, в том числе исходя из информации о погодных условиях, не проинформировал участников дорожного движения о существующей опасности, чем нарушил пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Статьей 2.4 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При таких обстоятельствах ФИО1 как должностное лицо ООО «<данные изъяты>» обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тот факт, что дорожной организацией зимняя скользкость на дороге устранялась в предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" сроки, не свидетельствует о выполнении должностным лицом предусмотренных нормативно-правовыми актами по устранению зимней скользкости требований к моменту дорожно-транспортного происшествия и не может служить основанием для вывода об отсутствии в действиях соответствующего должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

Действительно, в соответствии с п. 3.1.6. ГОСТ Р 50597-93 от 01.07.1994 г. сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют, для улиц и дорог категории А - 4 часа, для улиц и дорог категории Б - 5 часов, для улиц и дорог категории В - 6 часов, нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

Между тем, податель жалобы не учитывает, что с объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характеризуется двумя видами составов: нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.

При таких обстоятельствах анализ положений п. 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 от 01.07.1994 позволяет прийти к выводу о том, что привлечение к ответственности по ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможно в случаях, когда объективная сторона правонарушения характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением лицом, ответственным за содержание дороги, своих обязанностей, в частности, по устранению зимней скользкости с момента ее обнаружения до ее полной ликвидации, в установленные сроки.

Из материалов дела следует, что в данном случае объективной стороной вменяемого ФИО1 административного правонарушения является нарушение правил содержания дорог в безопасном для движения состоянии, а не, как ошибочно полагает ФИО1, непринятие в установленные сроки мер по устранению зимней скользкости с момента ее обнаружения до полной ликвидации.

Отсутствие на спорном участке дороги постов ГИБДД, зданий дорожной службы и автотранспортных организаций не освобождало ФИО1 от исполнения обязанности по оповещению участников движения о состоянии дорожного покрытия на постах ГИБДД, зданий дорожной службы и у автотранспортных организаций, находящихся рядом с обслуживаемой дорогой.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

Решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ. Приведены мотивы, почему одни доказательства положены в основу принятого решения, а другие отвергнуты как недостоверные.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 28 января 2015 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов