ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1126/2021 от 23.11.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Житникова Л.В. Дело № 7р – 1126/2021

Р Е Ш Е Н И Е

23 ноября 2021 года <...>

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «Ванкорнефть» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора № ВЗАТ-154/3 от 29 апреля 2021 года и решение судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 06 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Ванкорнефть» (далее – АО «Ванкорнефть»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора № ВЗАТ-154/3 от 29 апреля 2021 года АО «Ванкорнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения и составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Решением судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 06 сентября 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в краевой суд в порядке ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник АО «Ванкорнефть» ФИО1 просит данные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, поскольку в результате деятельности общества по обслуживанию объекта НВОС 3 категории – сбросного коллектора очищенных сточных вод на ОБП отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации (код ФККО 7 22800 01 39 4), не образуются; отходы, образующиеся при эксплуатации объектов системы водоотведения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод идентифицированы ООО «РН-Ванкор» как «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» и «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный».

Проверив материалы дела, выслушав защитника АО «Ванкорнефть» ФИО1, поддержавшего изложенные в жалобе доводы, нахожу постановление и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Указанные требования при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не выполнены, имеющие значение обстоятельства в необходимой мере не установлены.

Частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

АО «Ванкорнефть» привлечено к административной ответственности за то, что, как выявлено в ходе проведенной в период с 09 марта 2021 года по 31 марта 2021 года плановой выездной проверки, у юридического лица при эксплуатации сборного коллектора, в рамках проведения работ по ремонту и техническому обслуживанию с целью содержания сбросного коллектора в исправном состоянии, образуется следующий вид отходов: отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации код ФККО 7 22800 01 39 4. Классы опасности отходов, а также сведения о составе отхода, не определены, паспорт опасных отходов на данный вид отходов не оформлен, чем нарушены требования пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 3, 4 Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1026.

Между тем, согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 Порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 <1> (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

По смыслу закона обязанность осуществить отнесение отходов к конкретному классу опасности возложена на юридических лиц лишь в том случае, если в процессе их деятельности образуются отходы I - V классов опасности.

Объективных доказательств того, что АО «Ванкорнефть» проводились работы по ремонту и техническому обслуживанию сборного коллектора и в результате образовались отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации код ФККО 7 22800 01 39 4, не представлено.

Опрошенный при рассмотрении дела в краевом суде государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 в подтверждение сделанного им в постановлении вывода о выполнении технического ремонта коллектора указал на журнал технического обслуживания и ремонта трубопроводов ОБП, в котором за 14.03.2021 г. в графе вид обслуживания отражено «ТР», то есть технический ремонт (л.д. 79).

Однако, краткое описание выполненных в тот день работ: «Осмотр, оценка тех.состояния, чистка, смазка штоков арматуры, контроль соединений, герметичность соединений» характерно для технического обслуживания, а не ремонта, в связи с чем заслуживают внимания доводы защитника о том, что в журнале имела место описка, вместо «ТР» следовало указать «ТО». Сведения о проведении ремонтных работ на коллекторе в деле отсутствуют.

Ссылка в постановлении на то, что в соответствии с разделом 7.24.5 «Методических указаний ООО «РН-Ванкор» (Система технического обслуживания и ремонта электротехнического оборудования и электрических сетей, систем тепловодоснабжения и водоотведения) в рамках текущего ремонта проводится промывка и хлорирование трубопроводов, безосновательна. АО «Ванкорнефть» вменяется выполнение работ и образование отходов при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, тогда как согласно разделу 7.24.5 вышеназванных методических указаний текущий ремонт включает промывку и хлорирование лишь сетей водоснабжения.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, вина АО «Ванкорнефть» в совершении правонарушения не доказана, в связи с чем постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора № ВЗАТ-154/3 от 29 апреля 2021 года и решение судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 06 сентября 2021 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора № ВЗАТ-154/3 от 29 апреля 2021 года и решение судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 06 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Ванкорнефть» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский