ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1128/2017 от 01.03.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

К О П И Я

Судья Курунин С.В. Дело № 7р-21/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «1» марта 2018 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Ливчиной К.С. на решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 20 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением временно исполняющего обязанности начальника отдела горного, государственного строительного надзора по Норильскому промрайону Межрегионального технологического управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора ФИО2 от 14 сентября 2017 г. Публичное акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

Не согласившись с указанным постановлением в части приведения в нём нарушений, указанных в пунктах 3, 8 и 10 этого постановления, защитник Ливчина К.С. обратилась в Норильский городской суд Красноярского края с жалобой, в которой просила из постановления соответствующие указанным пунктам нарушения исключить.

По результатам рассмотрения этой жалобы решением судьи Норильского городского суда от 20 ноября 2017 г. постановление изменено: из него исключено указание на признание юридического лица виновным в нарушении требований промышленной безопасности, приведённых в пунктах 3 и 8, а также в пункте 10 - в части отсутствия устройств защиты водителя при опрокидывании машины кабин самосвалов Caterpillar с хозяйственными номерами 3310, 3318, 3319, 3320, 3323, исправлена описка: исключено из пункта 1 в описательно-мотивировочной части постановления повторное указание данных ФИО1, в остальной части постановление оставлено без изменения, а поданная на него жалоба – без удовлетворения.

Таким образом, с учётом внесённых в постановление изменений, согласно пункту 10 указанного постановления ПАО «ГМК «Норильский никель» допустило выявленное 8 августа 2017 г. в 15 часов 0 минут при проведения МТУ Ростехнадзора плановой проверки нарушение условий обязательных норм правил в области промышленной безопасности, выразившееся в неснабжении в нарушение ч.ч.1 и 2 ст.9, ст.11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.735 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 г. № 599, устройством защиты от падающих кусков горной массы сбоку кабин самосвалов Caterpillar с хозяйственными номерами: 3310, 3318, 3319, 3320, 3323, эксплуатируемых на объекте открытых горных работ (карьер «Кайерканский» рудника «Кайерканский»).

В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ порядке, защитник Ливчина К.С. просит решение судьи в части признания ПАО «ГМК «Норильский никель» в указанном нарушении требований промышленной безопасности отменить, обжалованное постановление Ростехнадзора изменить путём исключения из него пункта 10.

В обоснование этого защитник указал на получение упомянутыми в постановлении самосвалами сертификатов Таможенного союза о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», что свидетельствует о соответствии их требованиям Технического регламента до момента истечения срока их эксплуатации, который нормативно не установлен и определяется техническим состоянием рамы автомобиля, проверяемым при проведении ежегодного технического осмотра, который в отношении указанных самосвалов был проведён 12 мая 2017 г., оборудование самосвалов системой защиты FOPS, достаточной для защиты оператора от падающих кусков горной массы сверху и сбоку, письменное заявление представителя производителя об отсутствии необходимости установления иных защитных конструкций, получение на эти самосвалы выданных Ростехнадзором разрешений от 5 марта 2011 г. сроком до 5 марта 2016 г., отсутствие в технических регламентах и межгосударственных стандартах специальных требований о наличии у кабины самосвала устройства защиты водителя от падающих кусков горной массы сбоку, методик проведения испытаний указанной защиты, неисполнимость в обжалованной части решения судьи, непринятие судьёй во внимание доводов о фактических условиях эксплуатации самосвалов, исключающих при условии соблюдения содержащихся в п.734 Правил безопасности требований возможность попадания кусков горной массы в кабину оператора сбоку.

В судебном заседании Ливчина К.С. доводы жалобы поддержала.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление и решение по делу об административном правонарушении подлежащими изменению по следующим основаниям:

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, вынесшим постановление, и судьёй, рассмотревшим жалобу на него, эти требования закона в полной мере соблюдены не были.

Диспозиция ч.1 ст.9.1 КоАП РФ КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Таким нарушением в настоящем деле в оспариваемой части постановления было признано несоблюдение ПАО «ГМК «Норильский никель» требований пункта 735 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. № 599, согласно которjму кабина самосвала, предназначенного для эксплуатации на объекте открытых горных работ, должна быть снабжена устройством защиты водителя при опрокидывании машины и устройством защиты от падающих кусков горной массы сверху и сбоку.

К такому выводу должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли, исходя из непредставления юридическим лицом доказательств снабжения эксплуатируемых на объекте открытых горных работ самосвалов Caterpillar с хозяйственными номерами 3310, 3318, 3319, 3320, 3323 устройством защиты от падающих кусков горной массы не только сверху, но и сбоку.

Такими доказательствами судьёй городского суда не признаны представленные юридическим лицом данные об оборудовании самосвалов конструкцией защиты от падающих кусков горной массы FOPS, а именно выданный на срок действия с 7 сентября 2016 г. по 6 сентября 2021 г. сертификат, подтверждающий соответствие внедорожных самосвалов (землевозов) торговой марки Caterpillar модели 773Е, к которой относятся указанные в постановлении самосвалы с хозяйственными номерами 3318, 3319, 3320, 3323, требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (т.2 л.л.д.161-162), выданный на срок действия с 31 августа 2011 г. по 30 августа 2016 г. сертификат, подтверждающий соответствие внедорожных самосвалов (землевозов) изготовителя Caterpillar моделей 773, 777 к которым относятся указанные в постановлении самосвалы с хозяйственными номерами 3310, 3318, 3319, 3320, 3323, требованиям Технического регламента «О безопасности машин и оборудования», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 (т.2 л.л.д.166-167), выданный на срок действия с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2011 г. сертификат, подтверждающий соответствие внедорожных самосвалов (землевозов) изготовителя Caterpillar моделей 773, 777 и их модификаций требованиям нормативных документов, в том числе ГОСТ 27719-88 (ИСО 3449-84) (т.2 л.д.170).

Анализируя методики проведения испытаний, приведённые в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», ГОСТ О ИСО 3449-2009, судья пришёл к выводу о том, что испытания указанной конструкции проводились с целью определения её соответствия требованиям к защите от падающих предметов сверху, что не позволяет признать эту конструкцию соответствующей требованиям к защите от предметов, падающих сбоку.

Однако с такими выводом судьи согласиться нельзя.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», согласно статьям 6, 7, пунктам 1-9 статьи 8 которого

соответствие машин и (или) оборудования настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований непосредственно либо выполнением требований межгосударственных стандартов, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза, и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований настоящего технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - стандарты) на соответствующие виды машин и (или) оборудования.

Выполнение на добровольной основе требований названных стандартов свидетельствует о соответствии машин и (или) оборудования требованиям безопасности настоящего технического регламента.

Машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента.

Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора).

Подтверждение соответствия машин и (или) оборудования осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, утверждёнными Комиссией Таможенного союза.

Подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме:

сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) (далее - орган по сертификации), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - аккредитованная испытательная лаборатория (центр)).

Сертификация проводится в отношении машин и (или) оборудования, включённых в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации, приведённый в приложении № 3.

Декларирование соответствия проводится заявителем в отношении машин и (или) оборудования, включённых в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, приведённый в приложении № 3.

По решению заявителя вместо декларирования о соответствии в отношении машин и (или) оборудования, включённых в Перечень, указанный в абзаце 1 пункта 4 настоящей статьи, может быть проведена сертификация по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным для машин и (или) оборудования настоящим техническим регламентом, в том числе при отсутствии или недостаточности у заявителя собственных доказательств подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента.

Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, и применительно к каждой единице (машине и (или) оборудованию), в течение её срока службы.

Сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в паспорте машины и (или) оборудования.

При проведении подтверждения соответствия проверяется соответствие машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента, заданным непосредственно или установленным в стандартах, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента.

В соответствии с пунктом 13 Приложения № 2 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» «Дополнительные требования безопасноти для определённых категорий машин и оборудования» если в зависимости от условий эксплуатации самоходной машины существует риск падения на неё различных предметов, то она должна быть оборудована устройством защиты от падающих предметов.

При падении предметов конструкция данного устройства должна обеспечивать находящемуся в машине оператору соответствующий объём ограничения деформации.

Тем же решением Комиссии Таможенного союза утверждён Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, и Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечиваются соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2010), пунктами соответственно 343 и 426 которых в указанные перечни в разделы «Машины для землеройных и мелиоративных работ, разработки и обслуживания карьеров» включён ГОСТ Р ИСО 3449-2009 «Машины землеройные. Устройства защиты от падающих предметов. Лабораторные испытания и технические требования».

Указанный стандарт утверждён и введён в действие как Национальный стандарт Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2009 г. № 549-ст с 1 января 2011 г. и идентичен международному стандарту ИСО 3449:2005 «Машины землеройные. Конструкции, защищающие водителя от падающих предметов. Лабораторные испытания и эксплуатационные требования» (ISO 3449:2005 «Earth-moving machinery - Falling-object protective structures - Laboratory tests and performance requirements»).

Согласно введению к нему этот стандарт устанавливает требования к конструкции устройств защиты от падающих предметов (FOPS). Он применим ко всем видам и размерам машин, работающих в различных условиях окружающей среды. Это обеспечивает защиту операторов от падающих предметов различной формы и массы.

Лабораторные испытания позволяют оценивать защитные свойства устройств, используемых для защиты оператора при локализованном проникновении, и, косвенно, способность элементов устройства противостоять ударной нагрузке.

Настоящий стандарт устанавливает постоянные, типовые оценочные характеристики FOPS при нагружении и устанавливает требования для этих устройств при нагружении в стандартном испытании.

В соответствии с абзацем первым раздела 1 «Область применения» и примечанием к нему стандарт устанавливает методы лабораторных испытаний для определения характеристик конструкции и технические требования, предъявляемые к устройствам защиты от падающих предметов (FOPS), при контрольных испытаниях применительно к землеройным машинам по ИСО 6165.

Стандарт может быть использован в качестве руководства при изготовлении устройств защиты от опрокидывания и от падающих предметов, если будет решено обеспечить такую защиту для тех или иных машин.

Согласно пункту 3.1 стандарта устройство защиты от падающих предметов FOPS (falling-object protective structure): система структурных элементов, расположенных таким образом, чтобы обеспечить защиту оператора от падающих предметов (деревьев, кусков скальной породы, небольших бетонных блоков, ручного инструмента и т.д.).

В соответствии с пунктами 38 и 39 действовавшего с 25 сентября 2010 г. и до вступления в силу с 15 февраля 2013 г. вышеуказанного технического регламента Таможенного союза Технического регламента «О безопасности машин и оборудования», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753, машины и (или) оборудование, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия.

Применение национальных стандартов и (или) сводов правил, предусмотренных перечнем, утверждаемым национальным органом по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.

В утверждённый приказом Росстандарта от 20 августа 2010 г. № 3108 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности машин и оборудования», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 включены ГОСТ 27719 ИСО 3449-84 «Машины землеройные. Устройства защиты от падающих предметов. Лабораторные испытания и технические требования», ГОСТ Р ИСО 3449-2009 «Машины землеройные. Устройства защиты от падающих предметов. Лабораторные испытания и технические требования» (с 1 января 2011 г.).

Таким образом, юридическим лицом представлены доказательства, подтверждающие оборудование указанных в постановлении самосвалов устройствами защиты операторов от падающих предметов, в том числе кусков скальной породы (FOPS).

Исходя из содержания описывающих требования к такому устройству стандартов, это устройство обеспечивают указанную защиту от всех предметов, независимо от направления их падения.

Самостоятельная оценка судьёй приведённых в стандартах методик проведения лабораторных испытаний, как указывающих на обеспечение защиты от падающих предметов только сверху, не может быть признана обоснованной, поскольку судья не является лицом, обладающим специальными познаниями в области проведения соответствующих испытаний, позволяющими судить о критериях прочности конструкции устройства защиты в зависимости от направления падения стандартных предметов.

Между тем, несмотря на то, что доводы об отсутствии иных подлежащих применению методик проверки прочности конструкции устройства защиты от падающих предметов были приведены в дополнении к поданной в краевой суд жалобе, копия которого была получена административным органом 16 января 2018 г., что подтверждается его штампом на первой странице дополнения, никаких суждений о наличии таких методик, неприменение которых при оценке соответствия прочности конструкции требованиям защиты от предметов, падающих в том числе сбоку, административным органом суду не представлено.

При таких обстоятельствах выводы должностных лиц административного органа и судьи городского суда о несоответствии указанных в постановлении самосвалов требованиям, содержащимся в п.735 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых» не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по жалобе на него подлежат изменению путём исключения из них указания на допущение ПАО «ГМК «Норильский никель» нарушения указанных требований.

При рассмотрении дела нарушений процессуальных требований, влекущих отмену либо изменение вынесенных по делу постановления и решения судьи в остальной части, не допущено.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7,30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Межрегионального технологического управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 27 апреля 2017 г. и решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 30 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» изменить: исключить из них указания на виновность Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» в неснабжении в нарушение ч.ч.1 и 2 ст.9, ст.11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.735 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 г. № 599, устройством защиты от падающих кусков горной массы сбоку кабин самосвалов Caterpillar с хозяйственными номерами: 3.310, 3.318, 3.319, 3.320, 3.323, эксплуатируемых на объекте открытых горных работ (карьер «Кайерканский» рудника «Кайерканский».

В остальной части эти же постановление и решение судьи оставить без изменения.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.

Копия верна.

Судья: Колпаков И.Ю.