ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1128/2021 от 08.12.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Житникова Л.В. Дело № 7р-1128/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «8» декабря 2021 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Емельянова К.В. на решение судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Ванкорнефть»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Беловой Ю.А. от 16 апреля 2021 г. № ВЗАТ-154 Акционерное общество «Ванкорнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно постановлению, АО «Ванкорнефть» в нарушение в том числе п.3 ч.3 ст.22, ч.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации допустило выявленное по результатам анализа отобранных 30 июня и 5 ноября 2020 г. проб превышение установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 30 декабря 2018 г. концентраций БПК полн и фосфатов (30 июня 2020 г.), ХПК (5 ноября 2020 г.) в месте сброса в реку <данные изъяты> сточных вод.

Решением судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2021 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная на него защитником Емельяновым К.В. жалоба – без удовлетворения.

В поданной в краевой суд жалобе защитник Емельянов К.В. просит вынесенные по делу постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, полагая, что с учётом превышения указанных в постановлении нормативов загрязняющих веществ в самой реке выше и ниже точки сброса сточных вод не свидетельствует о превышении установленных разрешением концентраций, указывая на использование административным органом результатов исследования природных, а не сточных вод.

В судебном заседании защитник на удовлетворении поданной им жалобы настаивал.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечёт наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учётом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно подпункту 13 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование указанному в постановлении лицу вода в реке <данные изъяты> в месте сброса сточных, в том числе дренажных вод в результате воздействия на водный объект по содержанию: ХПК (химическое потребление кислорода) не должно превышать концентрации более 15 мг/куб.дм, БПК (биохимическое потребление кислорода) не должно превышать концентрации более 3 мг/куб.дм, фосфатов не должно превышать концентрации более 0,15 мг/куб.дм

Указанные вещества включены в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (раздел для водных объектов), утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р (фосфаты – 121, БПК полн – 165, ХПК – 168).

Превышение указанного в решении о предоставлении водного объекта в пользование АО «Ванкорнефть» в отобранной 30 июня 2020 г. пробе воды в месте сброса АО «Ванкорнефть» сточных вод в реку <данные изъяты> показателя по БПК полному (6,8 мг/куб. дм) подтверждается исследованными при проведении плановой проверки данными производственного контроля, использование которых, как полученных при осуществлении предусмотренного пунктами 1 и 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вида экологического контроля, является правомерным.

Указанные обстоятельства подтверждаются приведёнными в решении судьи доказательствами, в том числе протоколом испытаний № 62/14-14-99 от 8 июля 2020 г. (л.д.54), которым судьёй дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

То обстоятельство, что превышение показателей указанного вещества выявлено также и выше места сброса сточных вод, не влияет на оценку вывода о допущении АО «Ванкорнефть» нарушения правил водопользования и при сбросе сточных вод в реку Большая Хета, поскольку приращение концентрации БПК полн относительно концентрации выше по течению (5,9 мг/куб.дм) очевидно свидетельствует о превышении такой концентрации также и относительно установленного норматива.

Приложенные к жалобе протоколы исследований отобранных при иных обстоятельствах проб воды указанные выводы не опровергают.

При таких обстоятельствах деяние АО «Ванкорнефть» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, превышение показателей в отобранной 30 июня 2020 г. пробе воды в месте сброса АО «Ванкорнефть» сточных вод в реку <данные изъяты> по фосфатам (0,35 мг/куб.дм), в отобранной в указанном месте сброса пробе воды 5 ноября 2020 г. по ХПК (18,3 мг/куб.дм) не может быть признано достаточным для установления превышения концентраций таких веществ в сточных водах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование АО «Ванкорнефть», поскольку данные о концентрации фосфатов в отобранных 30 июня 2020 г. пробах воды выше (0,41 мг/куб.дм) и ниже (0,41 мг/куб.дм) по течению (л.д.54), ХПК в отобранных 5 ноября 2020 г. пробах воды выше (33 мг/куб.дм) и ниже (21,8 мг/куб.дм) по течению (л.л.д.60-61) не позволяют с достоверностью утверждать, что такое превышение имело место вследствие превышения концентрации указанных веществ именно в сточных водах, а не в водном объекте.

Поэтому указание на такое превышение подлежит исключению из обжалованных постановления и решения судьи.

Учитывая назначение АО «Ванкорнефть» наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, такое изменение не влечёт изменения указанных постановления и решения в остальной части.

Оснований для признания нарушения малозначительным из материалов дела не усматривается.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение решения судьи, при рассмотрении им дела об административном правонарушении не допущено.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 апреля 2021 г. № ВЗАТ-154 и решение судьи Туруханского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Ванкорнефть» изменить: исключить из указание на допущение превышения концентраций фосфатов и ХПК в месте сброса в реку <данные изъяты> сточных вод.

Эти же постановление и решение в остальной части оставить без изменения, а жалобу защитника Емельянова К.В. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.