ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-114 от 10.02.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-114

РЕШЕНИЕ

10 февраля 2022 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р. на решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 16 декабря 2021 года,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 июня 2021 года акционерное общество «Быт» (далее – АО «Быт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 16 декабря 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием события административного правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее постановление, Р. в жалобе просит судебное решение отменить, считая его незаконным.

В судебное заседание податель жалобы Р. и законный представитель АО «Быт» не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены заказной корреспонденцией (л.д.113, 114).

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.46 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Как усматривается из материалов дела, АО «Быт» в соответствии с лицензией ***** от 17 июня 2005 года осуществляет деятельность, связанную с пользованием недрами по добыче лечебных минеральных подземных вод для бальнеотерапевтического применения.

По мнению должностного лица Росприроднадзора, объекты добычи подземных вод, на которые выданы лицензии на право пользования недрами, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» соответствуют понятию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, подлежат постановке на государственный учет в соответствии со статьями 69, 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398 (далее – Критерии № 2398).

Поскольку объект добычи подземных вод АО «Быт» на государственный учет поставлен не был, названное общество привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.

Пересматривая постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу, что указанный объект подлежал постановке на учет не ранее 30 июня 2021 года в связи со вступлением в силу Критериев № 2398 с 1 января 2021 года, которыми установлены новые основания для установления новых критериев объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Указанные обстоятельства послужили основанием для отмены постановления должностного лица и прекращения производства за отсутствием события административного правонарушения.

Оснований не согласиться с таким решением не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункт 3 статьи 69 Закона об охране окружающей среды).

Пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды (в редакции на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В статье 1 Закона об охране окружающей среды дано понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, под которым понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В статье 4.2 Закона об охране окружающей среды определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 69 Закона об охране окружающей среды).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), согласно пункту 17 которых основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398, вступившим в силу с 1 января 2021 года, утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии № 2398).

Разделом III Критериев № 2398 определены критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории.

В частности, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа (подпункт 1 пункта 6).

С учетом изложенного судья городского суда пришел к правильному выводу, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В рассматриваемом случае такой шестимесячный срок подлежал исчислению с 1 января 2021 года, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398, утвердившего Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий и согласно которым, по мнению административного органа, АО «Быт» имеет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, III категории по критериям, изложенным в подпункте 1 пункта 6 Критериев № 2398.

Поскольку вмененное правонарушение выявлено 21 апреля 2021 года, то есть до наступления указанного шестимесячного срока, в бездействии юридического лица отсутствовало событие административного правонарушения.

При этом судья пришел к правильному выводу, что административным органом не представлено доказательств того, что деятельность АО «Быт» отвечала ранее действовавшим Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029, при которой обязанность по постановке на учет возникла ранее шестимесячного срока, подлежащего исчислению с 1 января 2021 года.

До 1 января 2021 года действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии № 1029), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029.

Не учтенные указанным постановлением объекты не подлежали постановке на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По делу не оспаривается, что АО «Быт» не имеет объектов, относящихся к I, II, и IV категорий согласно Критериям № 1029.

По мнению главного специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по Архангельской области, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Архангельской области объекту добычи подземных вод АО «Быт» должна быть присвоена III категория.

Согласно пункту 5 Критерий № 1029 к критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории относится осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.

В силу раздела IV к таким уровням воздействия относится:

1. (пункт 6) Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. (пункт 7) Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.

3. (пункт 8) Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Таким образом, для отнесения объекта оказывающих негативное воздействие на окружающую среду помимо осуществления хозяйственной деятельности требуется наличие уровней воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев № 1029.

Согласно письму Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 6 Критериев.

В частности, объекты НВОС относятся к III категории в случае осуществления деятельности, не указанной в пунктах 1 - 3, 7, 8 Критериев, и в случаях, если у таких объектов осуществляется один из следующих видов деятельности:

выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками массой более 10 тонн в год;

выбросы радиоактивных веществ;

сбросы загрязняющих веществ в системы водоотведения в результате использования вод не для бытовых нужд;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, недра, на землю.

Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно указанной формы в заявке должны быть указаны декларируемая категория объекта (I, II, III и IV категории) и обоснование ее присвоения в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029, а также сведения о воздействии объекта на окружающую среду, в том числе сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта); сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника); сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта); сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов).

Между тем АО «Быт» при рассмотрении дела последовательно заявляло, что общество при осуществлении деятельности на объекте добычи подземных вод не имеет стационарных источников загрязнения окружающей среды, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения и окружающую среду не осуществляет, в связи с чем отсутствуют уровни негативного воздействия на окружающую среду, указанные в разделе IV Критериев № 1029.

Приведенные выше обстоятельства, о которых АО «Быт» указывало в рамках производства по делу, не опровергнуты; материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств наличия уровней воздействия на окружающую среду, определенных в IV разделе Критериев № 1029, при осуществлении своей хозяйственной деятельности до 1 января 2021 года.

Данные сведения подлежали указанию в форме в заявке о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. В их отсутствие такая заявка не могла быть заполнена: а именно раздел сведения о воздействии объекта на окружающую среду и, как следствие, произведено обоснование присвоения категории объекта в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации в постановлении № 1029.

Ссылаясь на то, что деятельность, связанная с пользованием участками недр подлежит федеральному экологическому надзору, должностное лицо Росприроднадзора не учитывает, что в силу приведенных нормативных актов постановке на учет подлежат объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, а не деятельность, подлежащая экологическому надзору.

Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, требуется одновременно два условия: это оказание объектом негативного воздействия на окружающую среду и то обстоятельство, что он подлежит экологическому надзору.

Как указано выше, доказательства негативного воздействия на окружающую среду от деятельности АО «Быт» до 1 января 2021 года не представлены.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушения процессуальных требований не допущено, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Новодвинского городского суда Архангельской области от 16 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р. – без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов