ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1151/2022 от 29.06.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Председательствующий- Шаравин С.Г. дело № 7р-1151/2022

г.Красноярск, пр.Мира,9

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Красноярского краевого суда Пташник ФИО7, рассмотрев в судебном заседании 29 июня 2022 года жалобу законного представителя Трусова В.А. на решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 18.04.2022 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении юридического лица- Краснотуранского районного многоотраслевого предприятия жилищно- коммунального хозяйства (далее по тексту- Краснотуранское РМПП ЖКХ),

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста- эксперта отдела государственного земельного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Красноярскому краю Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Надежкина И.А. от 29.09.2021 года, Краснотуранское РМПП ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Согласно постановлению, в ходе проведения в период с 24.08.2021 г. по 07.09.2021 г. плановой выездной проверки выявлено, что Краснотуранским РМПП ЖКХ осуществляется сброс сточных вод в Красноярское водохранилище (залив Сыда) с превышением нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства России от 13.12.2016 г. №552 по ряду загрязняющих веществ: аммоний-иона, БПК5, марганца, меди, фосфат-иона, химическое потребление кислорода (ХПК). Более подробно фабула правонарушения изложена по тексту постановления ().

Решением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного земельного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Красноярскому краю Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ильяшенко М.Г. от 15.11.2021 года, по жалобе законного представителя Трусова В.А., вышеуказанное постановление, изменено в части назначенного Краснотуранскому РМПП ЖКХ наказания, размер назначенного административного штрафа снижен на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, и определен в размере 75 000 рублей, в остальной части вышеуказанное постановление, оставлено без изменения.

Решением судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 18 апреля 2022 года, приведенные постановление и решение вышестоящего должностного лица, оставлены без изменения, жалоба и.о. директора Краснотуранского РМПП ЖКХ Костяного А.Е., без удовлетворения.

В жалобе поданной в порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, законный представитель Краснотуранского РМПП ЖКХ директор Трусов В.А. просит отменить принятые по делу постановление и решения, поскольку, вина Краснотуранского РМПП ЖКХ в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, очистные сооружения были неверно спроектированы и переданы Краснотуранскому РМПП ЖКХ в ненадлежащем техническом состоянии, техническая возможность для проведения очистки сточных вод до нормативных показателей, как и возможность строительства новых очистных сооружений, у Предприятия отсутствует, денежные средства на проведение реконструкции или строительство новых очистных сооружений из бюджета не выделялись, а собственных средств у Предприятия нет, кроме того указывает, что прекращение эксплуатации сооружения и сброса сточных вод в водный объект невозможно, так как это приведет к экологической катастрофе.

Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем в силу п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю принятые по делу постановление и решения, отмене либо изменению не подлежащими.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц лиц в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктами 1, 2, 4, 5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ предусмотрено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

В силу ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Вина Краснотуранского РМПП ЖКХ в совершении анализируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела относимых, допустимых и достаточных доказательств, не предполагающих каких-либо неустранимых сомнений в них, которые могли быть истолкованы в его пользу, в их числе: решением от 29.01.2019 года о предоставлении водного объекта в пользование Краснотуранскому РМПП ЖКХ; документами, подтверждающими статус Краснотуранского РМПП ЖКХ как юридического лица; документами подтверждающими законность проведенной проверки; протоколами испытаний: от 03.09.2021 дополнениями к протоколам от 05.09.2021 экспертными заключениями от 06.09.2021 , согласно которым установлено наличие превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные нормативами допустимых сбросов веществ концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию меди в 1,6 раза; аммоний-иона в 54 раза, БПК5 в 68,5 раза, марганец в 3 раза, меди в 2,2 раза, фосфат-ион в 72 раза, химическое потребление кислорода (ХПК) в 20,1 раза; протоколом об административном правонарушении , составленным 22.09.2021г. в отношении Краснотуранского РМПП ЖКХ в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, с разъяснением его представителю под роспись прав и вручением копии протокола, с последующим объяснением последнего в той части, что ряд показателей состава сточных вод, сбрасываемых предприятием в водный объект превышает нормативные показатели, а также иными доказательствами, анализ которым дан при разрешении дела.

Доводы жалобы об отсутствии вины Краснотуранского РМПП ЖКХ в совершении вменяемого правонарушения по тем основаниям, что очистные сооружения были неверно спроектированы и переданы Краснотуранскому РМПП ЖКХ в ненадлежащем техническом состоянии, что техническая возможность для проведения очистки сточных вод до нормативных показателей и для строительства новых очистных сооружений у Краснотуранского РМПП ЖКХ отсутствует, не могут быть приняты как состоятельные.

Согласно пп.1,2,13 п.2.3 решения о предоставлении Краснотуранскому РМПП ЖКХ водного объекта в пользование от 29.01.2019 г., использование водного объекта может производиться водопользователем при выполнении следующих условий: недопущении нарушения прав других водопользователей; недопущения причинения вреда окружающей среде; содержании в исправном состоянии расположенных на водном объекте эксплуатируемых водопользователем гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта; содержании в исправном состоянии эксплуатируемых водопользователем очистных сооружений.

В случае невозможности исполнения указанных требований, использование водного объекта Краснотуранским РМПП ЖКХ производится вообще не может.

Так же необходимо указать, что доказательств свидетельствующих о принятии Краснотуранским РМПП ЖКХ всех необходимых и достаточных мер по исполнению названных требований, в материалах дела не имеется, не представлены таковые и с настоящей жалобой. При этом, недостаточное финансирование, не является основанием исключающим административную ответственность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, как и техническое состояние эксплуатируемого сооружения не освобождает пользователя от ответственности за нарушение правил водопользования. Довод жалобы о том, что прекращение эксплуатации сооружения и сброса сточных вод в водный объект невозможно, так как это приведет к экологической катастрофе, также не состоятелен, так как юридическому лицу вменяется превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект, а не сам сброс сточных вод.

Всем юридически значимым обстоятельствам и доказательствам по делу, дана надлежащая правовая оценка. Рассмотрение дела проведено полно, всесторонне и объективно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену принятого по делу постановления и последующих решений, не усматривается. Квалификация действиям Краснотуранского РМПП ЖКХ по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ дана правильная, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.4.1 КоАП РФ и является справедливым.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста- эксперта отдела государственного земельного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Красноярскому краю Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Надежкина И.А. от 29 сентября 2021 года, решение старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного земельного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Красноярскому краю Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ильяшенко М.Г. от 15 ноября 2021 года, а также решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 18 апреля 2022 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении Краснотуранского РМПП ЖКХ, оставить без изменения, жалобу его законного представителя Трусова В.А., без удовлетворения.

Судья Красноярского краевого суда Пташник И.П.