Судья Козлова Е.К. Дело № 7р-1156/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «11» октября 2023 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Канского городского суда Красноярского края от 24 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору № 166 от 22 июня 2023 г. индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере шестьдесят одной тысячи рублей.
Решением судьи Канского городского суда Красноярского края от 24 июля 2023 г. это постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В поданной в краевой суд жалобе ФИО1 просит вынесенное в отношении него решение судьи изменить, в соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного ему административного штрафа до тридцати тысяч рублей ввиду отсутствия дохода от осуществляемой им деятельности и нахождении его в трудном материальном положении.
В судебное заседание ФИО1 и Канский межрайонный прокурор, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела судьёй краевого суда, не явились, ходатайств об отложении такого рассмотрения не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 этой же статьи те же действия, совершённые в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно части статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут в числе прочих собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчётов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем четвёртым пункта 4 указанных Правил в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учётом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
Согласно пункту 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
Абзацем вторым пункта 11 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено».
Согласно абзацу первому пункта 73 указанных Правил руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Приказом МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 определены Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа.
В соответствии с пунктами 7 и 9 указанного Порядка проведение противопожарных инструктажей осуществляется в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности с учётом структуры и численности работников (служащих) организации лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность», либо прошедшими процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации, в том числе руководителем организации.
Противопожарные инструктажи проводятся по программам, разработанным лицами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Порядка, и утверждённым руководителем организации или лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации.
В соответствии с пунктом 4.11 Свода правил СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003», введённого в действие с 10 марта 2017 г. Приказом Минстроя России от 9 сентября 2016 г. № 627/пр, территория склада лесоматериалов должна иметь сплошное ограждение высотой не менее 2 м.
При расположении площадки складов лесоматериалов на территории промышленных предприятий, которая охраняется и имеет по периметру ограждения, ограждение территории складов лесоматериалов не требуется.
Согласно пункту 4.24 этого же Свода правил молниезащиту складов лесоматериалов следует предусматривать уровня защиты III в соответствии с
СО 153.34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций».
Исходя из пунктов 11.1, 11.2 указанного Свода правил на территории открытых складов лесоматериалов следует предусматривать адресную систему пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями в соответствии с СП 5.13130. Ручные пожарные извещатели следует устанавливать по противопожарным разрывам между отдельными группами штабелей и куч, кварталами и участками на расстоянии не более 100 м друг от друга, на негорючих опорах и на высоте (1,5 +/- 0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.).
В соответствии с пунктом 10.3 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утверждённого Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. № 225, количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объёма воды на пожаротушение.
При этом согласно части первой статьи 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объёмом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объёма), расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объёмом не более 500 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объёма) и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объёмом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объёма).
Постановлением Правительства Красноярского края от 18 апреля 2023 № 310-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» с 0 часов 5 мая 2023 года введён особый противопожарный режим до ликвидации причин, вызвавших его введение, на территории в том числе городского округа город Канск.
Как это следует из материалов дела, основанием привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по настоящему делу послужили полученные при проведении 23 мая 2023 г. Канской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения указанным предпринимателем в том числе законодательства о пожарной безопасности данные о допущении им при осуществлении деятельности по переработке древесины по адресу: <адрес>» в период действия особого противопожарного режима, ведённого постановлением Правительства Красноярского края от 18 апреля 2023 г. №310-п на территории городского округа город Канск нарушений требований пожарной безопасности, выразившихся в:
в нарушении требований п.п.2, 4, 11 и 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, (отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности в отношении расположенных по указанному адресу зданий пилорам, неназначение лица, ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, неразмещение на территории и в помещениях знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнём запрещено», необеспечение очистки объекта защиты от горючих отходов, мусора и сухой растительности),
в нарушение п.п.7, 9 Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, определённых Приказом МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806, (отсутствие программ вводного и первичного противопожарных инструктажей, непрохождение ФИО1 обучения мерам пожарной безопасности),
в нарушение п.п.4.11, 4.24, 11.1, 11.2 СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы», введённого в действие с 10 марта 2017 г. Приказом Минстроя России от 9 сентября 2016 г. № 627/пр, (отсутствие сплошного ограждения территории организации по периметру высотой не менее 2 м при расположении площадки складов лесоматериалов вне охраняемой и ограждённой территории промышленных предприятий, отсутствие молниезащиты складов открытого хранения круглых лесоматериалов и готовой продукции, отсутствие на территории открытого склада лесоматериалов адресной электрической пожарной сигнализации),
в нарушение п.10.3 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утверждённого Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. № 225, (необеспечение территории склада круглых лесоматериалов пожарными резервуарами или искусственными водоёмами в количестве не менее двух с хранением в каждом из них 50% объёма воды на пожаротушение в отсутствие предусмотренных частью первой статьи 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обстоятельств, при которых допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение объектов защиты.
Виновность ФИО1 в нарушении указанных требований пожарной безопасности подтверждается справкой специалиста с приложенной фототаблицей от 23 мая 2023 г., постановлением Канского межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 2 июня 2023 г. и самим ФИО1 в жалобах по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах и с учётом совершения указанных нарушений в период действия на территории, где они были совершены, особого противопожарного режима, введение которого было обусловлено наступлением неблагоприятных климатических условий, деяние ФИО1 было правильно квалифицировано по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с первым предложением части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьёй 28.2 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения.
Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Соответствующая правовая позиция приведена в постановлениях судей Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 11-АД16-4, от 3 июня 2016 г. № 11-АД16-5, от 28 июля 2016 г. № 6-АД16-2, от 25 августа 2016 г. № 11-АД16-16, от 14 ноября 2016 г. № 11-АД16-20, от 26 июня 2017 г. № 14-АД17-5, от 13 марта 2019 г. № 18-АД19-12, от 9 апреля 2021 г. № 18-АД21-9-К4.
Принимая во внимание, что вынесенным в отношении ФИО1 постановлением Канского межрайонного прокурора от 2 июня 2023 г., необеспечение в нарушение пункта 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, указанных в паспорте огнетушителя, отсутствие у него журнала наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не вменялось, привлечение ФИО1 к ответственности за нарушение указанного требования в связи с непредставлением им журнала наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей нельзя признать законным и обоснованным.
Поэтому указание на допущение ФИО1 такого нарушения подлежит исключению из обжалованных постановления и решения, а назначенное наказание – смягчению с виде уменьшения размера административного штрафа в пределах санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Что касается доводов жалобы о необходимости применения положений ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, то следует отметить, что в материалах дела отсутствуют и при настоящем рассмотрении дела не представлены доказательства наличия по делу исключительных обстоятельств, связанных в том числе с имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, которые позволяли бы прийти к выводу о несоответствии назначенного ФИО1 наказания требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности. Отсутствуют в деле данные и о заявлении им о наличии таких обстоятельств при составлении протокола об административном правонарушении. Вместе с тем материалы дела содержат сведения о нахождении в собственности ФИО1 нежилого здания для производственной деятельности площадью 196,5 м., что позволяет расценить его материальное положение как достаточное для уплаты им штрафа, назначенного в пределах санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах законных оснований для снижения размера назначенного ФИО1 административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, не усматривается.
Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену либо иное изменение вынесенных по делу постановления и решения судьи, при производстве по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору № 166 от 22 июня 2023 г. и решение судьи Канского городского суда Красноярского края от 24 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 изменить: исключить из них указание на допущение последним отсутствия у него журнала наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, снизить размер назначенного ему административного штрафа до шестидесяти тысяч восьмисот рублей.
Эти же постановление и решение в остальной части оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.