7р-117
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2019 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу главного эколога акционерного общества «Группа «Илим» Головко Н.А. на решение судьи Коряжемского городского суда Архангельской области от 14 января 2019 года,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17 июля 2018 года, должностное лицо – главный эколог филиала акционерного общества «Группа «Илим» (сокращенное наименование – АО «Группа «Илим») Головко Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Коряжемского городского суда Архангельской области от 14 января 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Головко Н.А. в жалобе просит решение судьи отменить, считая его незаконным.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и заслушав защитниковГоловко Н.А. -Елсакову Е.Л. и Колпакова С.В., ее поддержавших, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции РФ и статьями 3, 11, 66 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Юридические лица обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и соблюдать требования законодательства.
Статья 8.33 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, определены главой 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 годаN 52-ФЗ «О животном мире».
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира(статья 22 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно статье 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (часть 6).
В соответствии с пунктом 1 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 года N 1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР» все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы и других водных животных и растений или имеют значение для воспроизводства запасов промысловых рыб, считаются рыбохозяйственными водоемами.
В силу подпункта «а» пункта 11 Положения об охране рыбных запасов запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2008 года № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» приказом Минсельхоза РФ от 13 декабря 2016 года № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Как усматривается из материалов дела, отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области в рамках исполнения поручения Северо-Западного территориального управления Росрыболовства «О проверках отчетов водопользователей» № 08 от 30 января 2018 года проведена проверка отчетов водопользователей Архангельской области за 4 квартал 2017 года в бассейновых водных управлениях Росводресурсов в установленной зоне ответственности.
В ходе анализа представленных сведений установлено, что АО «Группа Илим» (по месту нахождения филиала в городе Коряжме) превышены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ по показателям БПК полн., нитрит-анион, метанол, аллюминий и взвешенные вещества при осуществлении сброса сточных вод в реки Копытовка (через выпуски №№ 1 и 2) и Вычегда (через выпуск № 4), что повлекло нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а именно: 4 октября 2017 года показатель БПК полн. при нормативе 4,0 мг/дм3 составил 5,17 мг/дм3; 1 ноября 2017 года показатель БПК полн. при нормативе 4,0 мг/дм3 составил 5,94 мг/дм3, показатель нитрит-анион при нормативе 0,08 мг/дм3 составил 0,392 мг/дм3 и показатель метанол при нормативе 0,115 мг/дм3 составил 0,192 мг/дм3; 5 декабря 2017 года показатель БПК полн. при нормативе 4,0 мг/дм3 составил 5,93 мг/дм3, показатель нитрит-анион при нормативе 0,08 мг/дм3 составил 0,392 мг/дм3 и показатель метанол при нормативе 0,115 мг/дм 3 составил 0,195 мг/дм3 в выпуске № 1 в реку Копытовка; 5 декабря 2017 года показатель алюминий при нормативе 0,05 мг/дм3 составил 0,43 мг/дм3 и показатель взвешенные вещества при нормативе 21,85 мг/дм3 составил 27,6 мг/дм3 в выпуске № 2 в руке Копытовка; 1 октября 2017 года показатель БПК полн. при нормативе 8,210 мг/дм3 составил 9,55 мг/дм 3 в выпуске № 4 в реку Вычегда.
В указанные даты были взяты пробы с точек контроля на выпусках в реке Копытовка (осветленные зольные воды ТЭЦ и ЭнТЭСПЛ «Энергетика», ливневые и дренажные воды золошлакоотвала – нормативно-очищенные сточные воды (выпуск № 1) и промывные воды ВПЦ ТЭЦ ПЛ «Энергетика» - загрязненные (без очистки) сточные воды (выпуск № 2); на реке Вычегда в выпуске № 4 (рассеивающий выпуск – сточные воды после биологической очистки – загрязненные (недостаточно очищенные) сточные воды), при анализе которых показатели БПК полн., нитрит-анион, метанол, алюминий и взвешенные вещества превышают норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного эколога филиала АО «Группа «Илим» Головко Н.А. к административной ответственности по статье 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом руководителя ОАО «Группа Илим» № № от 8 ноября 2012 года Головко Н.А. переведен на должность главного эколога филиала общества.
Согласно должностной инструкции главного экологав функциональные обязанности ГоловкоН.А. входит, в том числе осуществление контроля за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализ их работы, контроль за соблюдением правил охраны природы, за состоянием окружающей среды по предприятию в целом.
Таким образом, ГоловкоН.А. как должностное лицо обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 8.33 КоАП РФ.
Все фактические и юридически значимые обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалов дела об административном правонарушении, подтверждаются представленными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актами отборов проб воды и протоколами измерений проб воды; сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за 4 квартал 2017 года;учредительными документами АО «Группа Илим» и документами о служебных обязанностях Головко Н.А., получившими правильную юридическую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, совокупность которых является достаточной для объективного вывода о виновности должностного лица общества Головко Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ. Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется.
Исходя из положений статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 года N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»,предусмотренная законом возможность установления лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ допускается лишь в исключительных случаях как временная мера только на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, когда соблюдение таких нормативов невозможно по объективным причинам.
Наличие разрешенийРосприроднадзора № № от 1 ноября 2016 на период с 1 ноября 2016 года по 31 октября 2017 год и № № от 30 октября 2017 года на период с 30 октября 2017 года по 31 декабря 2017 год, а также плана по снижению сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, на что ссылается податель жалобы, основанием для прекращения производства по делу не является.
Причины установления лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ, должны быть объективными, носить временный или вынужденный характер, связаны с внедрением новых технологий или реализации других природоохранных проектов.
Вопреки доводам жалобы, таких данных по настоящему делу не установлено.
Перечисленные в жалобе работы по увеличению свободной емкости золошлакоотвала ТЭЦ ПЛ «Энергетика» до проектных отметок (выпуск № 1 в реке Копытовка) и реализацию проекта по наращиваю восточной дамбы 2 секции до отметок 61.00 м; монтажу трубопровода подачи промывных вод до коллектора 1-2 очереди, строительства подводящего коллектора, заглубленного резервуара промывных вод и перекачивающей насосной станции; корректировки проектной документации, проведению строительно-монтажных работ согласно проекту; модернизации СБОП с применением НДТ очистки стоячных вод и внедрению автоматизированных систем мониторинга и управления, в том числе подготовительные работы по установке механических решеток на главной насосной станции, модернизации системы аэрации в усреднителе и монтаже системы нейтрализации сточных вод в усреднителе и модернизация вторичных отстойников выполнены в 2014-2017 годах (до октября 2017 года), не относящиеся к рассматриваемому.
Кроме того, выполнение данных работ не свидетельствует о том, что это привело в итоге к снижению сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. В частности, согласно отчету о ходе выполнения плана за 2017 год (с января по август 2017 года):
- в выпуске № 1 в реку Копытовка: до выполнения мероприятий БПК полн. составлял 5,85 мг/дм3, после – 5,83 мг/дм3, а согласно результатов измерений проб воды (представлены Санитарно-промышленной лабораторией филиала АО «Группа Илим») данный показатель 4 октября, 1 ноября и 5 декабря 2017 года составил 5,17 мг/дм3, 5,94 мг/дм3 и 5,93 мг/дм3 соответственно; до выполнения мероприятий нитрит-анион составлял 0,113 мг/дм3, после - 0,092 мг/дм3, а согласно результатов измерений проб воды 1 ноября и 5 декабря 2017 года этот показатель составил 0,392 мг/дм3 в обоих случаях; до выполнения мероприятий метанол составлял 0,188 мг/дм3, после - 0,189 мг/дм3, а согласно результатов измерений проб воды этот показатель 1 ноября и 5 декабря 2017 года составил 0,192 мг/дм3 и 0,195 мг/дм3 соответственно;
- в выпуске № 2 в реку Копытовка: до выполнения мероприятий алюминий составлял 0,41 мг/дм3, после - 0,40 мг/дм3, а согласно результатов измерений проб воды этот показатель 4 октября 2017 года составил 0,43 мг/дм3; взвешенные вещества до выполнения мероприятий составили 26, 2 мг/дм3, после - 25,2 мг/дм3, а согласно результатов измерений проб воды этот показатель 4 октября 2017 года равен 27,6 мг/дм3;
- в выпуске № 4 в реку Вычегда до выполнения мероприятий БПК полн. составлял 9,38 мг/дм3, после - 9,45 мг/дм3, а согласно результатов измерений проб воды данный показатель 1 октября 2017 года был равен 9,55 мг/дм3.
Факт превышения ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения уже сам по себе свидетельствует о нарушении правил охраны среды обитания или путей миграции объектом животного мира и водных биоресурсов, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Законность выданных Росприроднадзором разрешений на сбросы веществ в водные объекты, на что обращает внимание автор жалобы, предметом рассмотрения дела об административном правонарушении не является.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Порядок и срок давности привлечения Головко Н.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.33 КоАП РФ, для должностного лица и является минимальным.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Коряжемского городского суда Архангельской области от 14 января 2019 года оставить без изменения, жалобу Головко Н.А. - без удовлетворения.
Судья Я.С. Рохина