Председательствующий: Абумов В.Ю.
Дело № 7р-117/2022
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Беккер В.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 22 февраля 2022 года, которым отменено постановление указанного должностного лица № РХ-Р-246-103-21 от 23 июля 2021 года о привлечении ООО «ВиР ТБО» к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Огласив жалобу, заслушав законного представителя юридического лица ФИО1 и защитников Похваленную С.В., ВернигороваА.И., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Енисейское межрегиональное управления Росприроднадзора) № РХ-Р-246-103-21 от 23 июля 2021 года юридическое лицо ООО «ВиР ТБО» привлечено к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Абазинского районного суда Республики Хакасия от 22 февраля 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, должностное лицо, вынесшее постановление – государственный инспектор Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. По мнению должностного лица, вынесшего постановление, выводы, изложенные в решении суда, являются противоречивыми, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Не соглашается с выводами суда о том, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ содержит единственный обязательный признак – неисполнение обязанности по ведению мониторинга в целом на территории объектов размещения отходов производства и потребления, поскольку ООО «ВиР ТБО» инкриминируется бездействие, выразившееся в непроведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, предусмотренного проектной документацией, за выбросом загрязняющих веществ в атмосферу по показателям – метан, сероводород, трихлорметан, хлорбензол, азота диоксид, формальдегид, сернистый ангидрид, за содержанием в почве нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, цианидов, за содержанием в подземных водах фенолов, акриламида, стирола и СПАВ в 2020 году. Указывает на существенность допущенных нарушений, поскольку отсутствие результатов мониторинга не позволяет своевременно выявить влияние объекта размещения отходов на окружающую среду и предотвратить, уменьшить или ликвидировать негативное изменение качества окружающей среды.
В письменных возражениях законный представитель ООО «ВиР ТБО» ФИО2 просит решение суда оставить без изменения.
Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
Исходя из требований приведенной нормы и положений ст. 1.6, ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, вынесенное по делу об административном правонарушении постановление (решение) должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
При рассмотрении жалобы на постановление по данному делу об административном правонарушении приведенные требования закона судом первой инстанции не соблюдены, решение суда не отвечает требованиям законности и обоснованности.
В силу ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Согласно п. 3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, действовавшем до 01.01.2021, установлен Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Порядок проведения мониторинга от 04.03.2016 № 66).
Согласно п. 5 Порядка проведения мониторинга от 04.03.2016 № 66 для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - Программа мониторинга).
Пунктом 6 Порядка проведения мониторинга от 04.03.2016 № 66 установлено, что результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке ежегодно представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
С 01.01.2021 действует Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030, содержащий аналогичные положения, установленные Порядком проведения мониторинга от 04.03.2016 № 66 (далее - Порядок проведения мониторинга от 08.12.2020 № 1030).
Пунктом 10 Порядка проведения мониторинга от 08.12.2020 № 1030. определены разделы Программа мониторинга, а именно: общие сведения об объекте размещения отходов; цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга; обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обоснование выбора наблюдаемых показателей для подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений; е) обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений; состав отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; список использованных источников; приложения.
Как следует из указанного постановления по делу об административном правонарушении, объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого ООО «ВиР ТБО» было привлечено к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ среди прочего являлось нарушение абз. 5 ст. 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ, "Об экологической экспертизе", ч. 3 ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 5, 6 Порядка проведения мониторинга от 04.03.2016 № 66 и п. 3 Порядка проведения мониторинга от 08.12.2020 № 1030, что выразилось в неисполнении обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду на полигоне твердых бытовых отходов <адрес> (первая очередь), расположенном по адресу: <адрес>, и в пределах их воздействия на окружающую среду, предусмотренным программой мониторинга, в части наблюдений за выбросом загрязняющих веществ в атмосферу по показателям – метан, сероводород, трихлорметан, хлорбензол, азота диоксид, формальдегид, сернистый ангидрид; за содержанием в почве нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, цианидов, ртути, мышьяка; за содержанием в подземных водах фенолов, акриламида, стирола и СПАВ; а также нарушение п. 10 Порядка проведения мониторинга от 08.12.2020 № 1030, что выразилось в отсутствие в Программе мониторинга, утвержденной директором ООО «ВиР ТБО», предусмотренных пунктом 10 разделов. Также органом административной юрисдикции указано на нарушение пп. «е» п. 3 и пп. «б» п. Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Органом административной юрисдикции в обоснование виновности ООО «ВиР ТБО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ были предоставлены, в том числе:
- проект «Полигон твердых бытовых отходов <адрес>» (далее – Полигон ТБО <адрес>), которым рассмотрены вопросы по ведению экологического мониторинга и контроля за состоянием компонентов окружающей среды: подземных вод, атмосферного воздуха, почв, поверхностных и ливневых вод в зоне влияния полигона. Основные контролируемые показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – метан, аммиак, сернистый ангидрид, ксилол, толуол, этилбензол, азота диоксид, формальдегид, углерода оксид, периодичность наблюдений - ежеквартально (т. 2 л.д. 55). Наблюдение за химическими показателями состава почв предусматривает исследование среди прочего содержания химических показателей таких, как тяжелые металлы, нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, органический углерод, рН, цианиды, свинец, ртуть, мышьяк. Периодичность контроля согласовывается с контролирующими органами (т. 2 л.д. 56). Мониторинг подземных вод заключается в определении содержания аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка и др. Определяемые показатели могут быть расширены по согласованию с контролирующими органами (т. 2 л.д. 53);
- заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта «Полигон твердых бытовых отходов <адрес>», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – заключение ГЭЭ), в котором приведены предложения по установленным нормативам предельно допустимых выбросов таких загрязняющих веществ, как диоксид азота, оксид азота, углерод черный, диоксид серы, оксид углерода, бензапирен, пыль неорганическая, углеводороды, формальдегид, углеводороды предельные, метан, толуол, аммиак, ксилол, этилбензол, сероводород (т. 3 л.д. 63). Контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусматривается на территории полигона и на границе СЗЗ. Основные контролируемые показатели – метан, сероводород, аммиак, этилбензол, трихлорметан, хлорбензол, азота диоксид, формальдегид, сернистый ангидрид. Предусмотренная периодичность наблюдений – 1 раз в квартал. Наблюдение за химическими показателями состава почв предусматривает определение содержания таких химических веществ, как тяжелые металлы, нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, органический углерод, цианиды, свинец, ртуть, мышьяк. Основные контролируемые показатели мониторинга подземных вод – нефтепродукты, фенолы, аммоний, железо, кадмий, акриламид, стирол, хлориды, СПАВ, свинец, марганец. Периодичность отбора проб – 4 раза в год (т. 3 л.д. 66-67);
- программа мониторинга на организацию и ведение производственного мониторинга окружающей и геологической среды в районе полигона ТБО в <адрес> Республики Хакасия, утвержденную директором ООО «ВиР ТБО» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, в таблице 2.1 которой «Схема контроля производственного экологического мониторинга на полигоне ООО «ВиР ТБО» <адрес> указан перечень показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды, периодичности проведения наблюдений. Согласно указанной таблице лабораторные исследования проб воздуха проводятся по таким параметрам, как метан, сероводород, аммиак, окись углерода, трихлорметан, хлорбензол, запыленность, задымленность, направление воздушного потока, в разделе 2.1.4.5 программы дополнительно указаны такие показатели как бензол и четырех хлористый углерод; лабораторные исследования на химический анализ проб почво-грунтов проводятся с определением в твердых фракциях 39 элементов (Pb, Cu, Zn, V, Cr, Ni, Mn, Ba, Mo, Sn, Sb, As, Bi, Ag, Hg, Zr, B, P, Be, Sr, Cd, Nb, Ta, Sc, Ce, Y, Yb, La, Ge, Se, Li, Ga, Hf, W, Jn, U), в водных вытяжек из всех проб - Cl- (хлор), SO42- (сульфаты), NO3- (нитраты), NO2- (оксид азота), Mg2+ (магний), Ca2+ (кальций), NH4+ (аммоний), Fe2+ (железо), алюминий, тяжелые металлы (Со, Mn, Cu, Ni, Cd, As, Hg, Pb, Zn, Cr, F), Ph; лабораторные исследования проб подземных вод проводятся с определением Na+K2, Mg2+, Ca2+, Cl-, SO42-, HCO3-2, CO32-, NO2-, NO3-, NH4+, Feобщ., pH, сухой остаток, жесткость общая и карбонатная, CO2своб., Hg, Pb, As, Ni, Mo, Zn, Cn, Mn, Co, P, Al, фенолы, нефтепродукты, фториды, жиры, АПАВ, НПАВ, ХПК, БПК, в разделе 2.1.4.4 программы дополнительно указаны такие показатели как кадмий, медь и хром (т. 1 л.д. 70-77);
- информационный отчет по производственному экологическому мониторингу состояния окружающей среды на полигоне ТБО <адрес> за 2020 год, в котором представлены результаты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха по таким загрязняющим веществам, как бензол, этилбензол, ацетальдегид, аммиак, углерод оксид; результаты наблюдений за состоянием подземных вод по таким компонентам, как рН, жесткость, НСО3- (гидрокарбонат), SO4-2, Cl (хлор), Na+ (натрий), нефтепродукты,, NH4+ (аммоний), NO3-(нитраты), NO2- (диоксид азота), Feобщ. (железо), F (фтор), As (мышьяк), PO4+, Mn (марганец), Zn (цинк), Cd (кадмий), Pb (свинец), Cu (медь), Mo (молибден), Al (алюминий), Hg (ртуть), Ni (никель), а также результаты исследований почв на стандартный перечень содержания тяжелых металлов (спектральный приближенный количественный на 39 элементов) (т. 3 л.д. 76-77, 83, 90)
- распоряжение №-р/п от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки юридического лица (т. 3 л.д. 3-5);
- акт плановой выездной проверки Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора территории ООО «ВиР ТБО» - полигона твердых бытовых отходов <адрес> (далее – Полигон ТБО <адрес>) по адресу: <адрес> (т. 3 л.д. 6-16), в ходе которой установлено несоответствие содержания Программы мониторинга пункту 10 Порядка проведения мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ№, а также непроведение мониторинга в 2020 году в части контроля выброса загрязняющих веществ в атмосферу по показателям – метан, сероводород, трихлорметан, хлорбензол, азота диоксид, формальдегид, сернистый ангидрид; в части наблюдения за содержанием в почве нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, цианидов, ртути, мышьяка; в части наблюдения за содержанием в подземных водах фенолов, акриламида, стирола и СПАВ (т. 3 л.д. 10-11).
Суд первой инстанции, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отношении вышеуказанного юридического лица, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом обосновывая свои выводы об отмене постановления по делу о привлечении ООО «ВиР ТБО» <данные изъяты> к административной ответственности, суд первой инстанции учел, что объективной стороной состава указанного выше административного правонарушения является неисполнение обязанности по проведению мониторинга в полном объеме, а не частичного или ненадлежащего исполнения обязанности проведения мониторинга. Установив факт нарушений, связанных с непроведением исследований по ряду загрязняющих веществ с одновременным проведением исследований по множеству других загрязняющих веществ, тем не менее, поскольку нормативного установления обязательного перечня загрязняющих веществ, подлежащих наблюдению на объектах при обращении с ТБО не имеется, суд пришел к выводу о том, что деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.
Между тем, этот вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан без учета следующих требований закона.
Как указано выше неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет ответственность по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу п. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, помимо прочего, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Пунктами 5, 6, 22 Порядка проведения мониторинга от 04.03.2016 № 66 установлено, что для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора.
Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга.
Из положений пунктов 4.2, 4.3, 4.5, 4.6.4, 4.6.6 ГОСТ Р 56060-2014 "Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов" следует, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов проводят владельцы объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на основании утвержденной ими программы за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством. Мониторинг проводят на протяжении всего периода эксплуатации объекта размещения отходов и в течение установленного срока после его закрытия для обеспечения принятия своевременных и адекватных мер по обеспечению их экологической безопасности.
Мониторинг включает, в себя мониторинг состояния и загрязнения грунтовых вод; мониторинг состояния и загрязнения поверхностных вод; мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха; мониторинг состояния и загрязнения почвенного покрова; мониторинг состояния и загрязнения растительного покрова.
В отобранных пробах грунтовых вод обычно определяют содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов, цианидов, кальция, железа, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода, ХПК, БПК, pH, сухого остатка и другие показатели в соответствии с составом отходов.
При анализе проб атмосферного воздуха обычно определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, оксида углерода, бензола, трихлорметана, тетрахлорида углерода, хлорбензола и другие показатели в соответствии с составом отходов.
Толкование приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду может заключаться не только в полном невыполнении такой обязанности, но и в выполнении ее в неполном или искаженном объеме, не в соответствии с разработанной программой мониторинга.
Из материалов дела следует, что ООО «ВиР ТБО» осуществляет деятельность по сбору отходов IV класса опасности на полигоне ТБО <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, который расположен в границах муниципального образования городской округ <адрес>, но вне границ населенного пункта <адрес>. Согласно государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, полигон ТБО, эксплуатируемый ООО «ВиР ТБО», поставлен ДД.ММ.ГГГГ на государственной учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода объекта №П и относится к II категории негативного воздействия. Объект внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за номером 19-00029-З-00421-270716. ООО «ВиР ТБО» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ№ на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности.
Программа мониторинга на организацию и ведение производственного мониторинга окружающей и геологической среды в районе полигона ТБО в <адрес> Республики Хакасия, утвержденная директором ООО «ВиР ТБО» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ включает в себя контроль состояния почв, воды и воздуха.
В разделах 2.1.4.1-2.1.4.5, а также в таблице 2.1 «Схема контроля производственного экологического мониторинга на полигоне ООО «ВиР ТБО» <адрес> Программы мониторинга указан перечень показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений.
Для оценки техногенного влияния объекта на атмосферный воздух программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды предусмотрено исследование воздуха по следующим загрязняющим веществам: метан, сероводород, аммиак, окись углерода, трихлорметан, хлорбензол, запыленность, задымленность, направление воздушного потока, бензол и четырех хлористый углерод. Из информационного отчета по производственному экологическому мониторингу состояния окружающей среды на полигоне ТБО <адрес> за 2020 год следует, что измерения по загрязняющим веществам метан, сероводород, трихлорметан, хлорбензол на полигоне ТБО <адрес> не проводились.
Для оценки техногенного влияния объекта на почву и грунт программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды предусмотрено исследование почво-грунта по следующим загрязняющим веществам: в твердых фракциях - 39 элементов (Pb, Cu, Zn, V, Cr, Ni, Mn, Ba, Mo, Sn, Sb, As, Bi, Ag, Hg, Zr, B, P, Be, Sr, Cd, Nb, Ta, Sc, Ce, Y, Yb, La, Ge, Se, Li, Ga, Hf, W, Jn, U), в водных вытяжек из всех проб - Cl- (хлор), SO42- (сульфаты), NO3- (нитраты), NO2- (оксид азота), Mg2+ (магний), Ca2+ (кальций), NH4+ (аммоний), Fe2+ (железо), алюминий, тяжелые металлы (Со, Mn, Cu, Ni, Cd, As, Hg, Pb, Zn, Cr, F), Ph. Из информационного отчета по производственному экологическому мониторингу состояния окружающей среды на полигоне ТБО <адрес> за 2020 год следует, что измерения в почве нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, цианидов на полигоне ТБО <адрес> не проводились.
Для оценки техногенного влияния объекта на подземные воды программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды предусмотрено исследование подземных вод с определением Na+K2, Mg2+, Ca2+, Cl-, SO42-, HCO3-2, CO32-, NO2-, NO3-, NH4+, Feобщ., pH, сухой остаток, жесткость общая и карбонатная, CO2своб., Hg, Pb, As, Ni, Mo, Zn, Cn, Mn, Co, P, Al, фенолы, нефтепродукты, фториды, жиры, АПАВ, НПАВ, ХПК, БПК, кадмий, медь и хром. Из информационного отчета по производственному экологическому мониторингу состояния окружающей среды на полигоне ТБО <адрес> за 2020 год следует, что измерения по определению в подземных водах фенолов на полигоне ТБО <адрес> не проводились.
При этом указанные выше обстоятельства, явившиеся среди прочего основанием для привлечения юридического лиц к административной ответственности по указанной норме, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не оспаривались.
Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому, что определяемые показатели метан, сероводород, трихлорметан, хлорбензол в воздухе, нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, органический углерод, цианиды в почве, фенолы в подземных водах, включенные в программу мониторинга, в представленных результатах наблюдения в отчете отсутствуют, хотя в силу нормативных требований отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга. При этом проведение мониторинга по дополнительным показателям, не указанным в Программе мониторинга, не свидетельствуют о выполнении возложенной обязанности.
Кроме того, суд первой инстанции, оценивая правомерность привлечения ООО «ВиР ТБО» к административной ответственности за нарушение п. 10 Порядка проведения мониторинга от 08.12.2020 № 1030, что выразилось в отсутствие в Программе мониторинга, предусмотренных пунктом 10 разделов, указал лишь на отсутствие в постановлении органа административной юрисдикции сведений о том, как данное нарушение повлияло на исполнение обязанности проведения мониторинга, а также на рекомендательный характер данного пункта. В то же время из положений данного нормативно-правового акта усматривается что он содержит обязательные требования, в том числе к содержанию программы мониторинга. Судом не установлено, какие именно разделы, предусмотренные п. 10 Порядка проведения мониторинга от 08.12.2020 № 1030 и отсутствующие в программе, соответствуют разделам программы мониторинга, структура которой была установлена Порядком проведения мониторинга от 04.03.2016 № 66, действовавшим на период проведения мониторинга.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что выполнение мониторинга по определенным показателям в отсутствие проведения мониторинга по иным показателям, указанным в Программе мониторинга, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, не основаны на приведенных нормах права.
Выводы суда первой инстанции сделаны без учета указанных выше требований закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, надлежащее исследование доказательств и их оценка судом первой инстанции не произведена, что свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств. Такое разрешение жалоб на постановление (решение) по делу об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела суд второй инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ должно повлечь отмену решения суда и возвращение дела на новое рассмотрение.
В то же время основания для направления указанного дела на новое рассмотрение отсутствуют в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления составляет 1 год. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст.4.5 КоАП РФ).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в вопросе 6 разъяснений возникающих по вопросам судебной практике Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда. То есть в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В данном случае из материалов дела следует, что результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчетным периодом является 2020 год, таким образом, результаты мониторинга должны быть предоставлены ООО «ВиР ТБО» в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января 2021 года. Из материалов дела следует, что приведенные нарушения были выявлены в ходе проведения проверки 14.05.2021 года. Именно эта дата указана в качестве времени совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы на решение суда срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В виду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрении жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может являться предметом рассмотрения, соответственно оснований для возвращения дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не усматривается.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность направления дела на новое рассмотрение при отмене решения по делу об административном правонарушении в виду существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, и при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, ввиду истечения этих сроков, с учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном суде Республики Хакасия жалобы должностного лица истек срок давности привлечения ООО «ВиР ТБО» к административной ответственности, установленный ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 22 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ВиР ТБО» отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай