ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-120 от 25.02.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-120

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2022 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу Веснина П.В. на решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 11 января 2022 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Северного МУГАДН отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 240017 от 19 ноября 2021 года Веснин П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 11 января 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Архангельский областной суд, Веснин П.В. просит состоявшиеся в отношении него акты отменить, считая их незаконными.

Веснин П.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен телефонограммой, в суд не явился, своего защитника также не направил.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Согласно статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта РФ.

Во исполнение данного постановления Правительства РФ Министерством транспорта РФ издан приказ от 28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Приказ № 440).

Приложением № 2 к Приказу № 440 установлено, что оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий M2 <10> и M3 <10> (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (<10> Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной в подпункте 1.1 приложения № 1 к техническому регламенту Таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (опубликовано 15 декабря 2011 года на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Как следует из материалов дела, 17 ноября 2021 года в 09 часов 30 минут у дома № 64 по улице Кирова в городе Котласе Архангельской области Веснин П.В. управлял транспортным средством для перевозки пассажиров «ГАЗ-322132» с государственным регистрационным знаком *****, не оснащенным тахографом.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Веснина П.В. к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

Отклоняя доводы Веснина П.В. о том, что управляемое им транспортное средство не относится к категорий M2, поскольку помимо места водителя имеет 8 мест, а, следовательно, в соответствии с Приказом № 440 может использоваться без оснащения тахографа, должностное лицо Северного МУГАДН указало, что в силу пункта 8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № ТР ТС 018/2011», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877, документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются: для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства.

Из копии паспорта транспортного средства на автомобиль «ГАЗ-322132», следует, что данное транспортное средство имеет соответствующее одобрение типа транспортного средства.

В соответствии с пунктом 6 ТР ТС 018/2011 одобрением типа транспортного средства является документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента.

Согласно подпункту «в» пункта 11 раздела III Правил заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 декабря 2014 года № 232, тип транспортного средства присваивается его изготовителем.

В силу пунктов 5.4.26 и 5.4.29 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 294, рассмотрение, одобрение и регистрация типа транспортного средства относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).

Поскольку согласно данным официального сайта Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещены сведения об одобрениях типа транспортного средства, автомобили «ГАЗ-3221» и его модификации являются транспортными средствами категории «М2», должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях Веснина П.В. состава вмененного административного правонарушения.

Пересматривая постановление должностного лица, судья городского суда с такими выводами согласился.

Вместе с тем с таким решением согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

При рассмотрении дела Веснин П.В. последовательно заявлял, что управляемое им транспортное средство отнесено к категории М1, которое не подлежит оснащению тахографом.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Приведенная норма также содержит запрет регистрировать транспортные средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Пунктом 4 этой же статьи установлено обязательное проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию составных частей.

Статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (далее – Технический регламент), устанавливает требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза,) в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Согласно подпункту 1.1 приложения № 1 к Техническому регламенту к категории M2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

Пунктом 6 Технического регламента определено, что тип транспортного средства - транспортные средства с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем; одобрение типа транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента.

Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства; для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (пункт 8 Технического регламента).

Техническим регламентом установлено, что единичным транспортным средством является - изготовленное в государствах - членах Таможенного союза: в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или являющееся результатом индивидуального технического творчества; или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу; - ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза: физическим лицом для собственных нужд; или ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет (пункт 6).

Правила проведения проверки выполнения требований к единичным транспортным средствам определены в разделе 2 главы 5 технического регламента и реализуются перед их выпуском в обращение.

Как правильно установлено при рассмотрении дела, оценка соответствия требованиям технического регламента при выпуске в обращение автомобиля «ГАЗ-3221» проводилась в форме одобрения типа транспортного средства и документом, удостоверяющим соответствие требованиям технического регламента при выпуске в обращение, является одобрение типа ТС.

Вместе с тем должностным лицом и судьей при рассмотрении дела не учтено, что Техническим регламентом допускается внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящимся в эксплуатации, т.е. которые уже выпущены в обращение и имеют документ удостоверяющий соответствие требованиям технического регламента, в частности одобрение типа транспортного средства.

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства, осуществляется путем исключения предусмотренных или установки не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Разделом 4 главы V Технического регламента установлен порядок внесения таких изменений.

Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением № 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.

Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

Как усматривается из материалов дела, в 2012 году Весниным П.В. в установленном порядке были внесены изменения в конструкцию транспортного средства, а именно, число мест пассажиров уменьшено до 8.

Данные изменения внесены подразделением ГИБДД в документ, идентифицирующий транспортное средство – паспорт транспортного средства ***** и свидетельство о регистрации транспортного средства *****, указана категория транспортного средства В/М1 (ранее транспортное средство имело категорию D), т.е. дальнейшая эксплуатация транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями Веснину П.В. разрешена.

Таким образом, Весниным П.В. в установленном порядке внесены соответствующие требованиям безопасности изменения в конструкцию транспортного средства, на которое ранее выдано одобрение типа транспортного средства.

Именно с учетом внесенных изменений подлежит дальнейшая классификация данного транспортного средства.

Согласно подпункту 1.1 приложения № 1 к Техническому регламенту к категории M1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.

С учетом изложенного, согласно классификации транспортных средств подпункта 1.1 приложения № 1 к Техническому регламенту, управляемое Весниным П.В. транспортное средство относилось к категории М1 и в силу приведенных положений Приложения № 2 к Приказу № 440 не подлежало оснащению тахографом.

Следовательно, Веснин П.В. не допустил противоправного, виновного действия, за которое частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Северного МУГАДН отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19 ноября 2021 года и решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 11 января 2022 года, вынесенные в отношении Веснина П.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении Веснина П.В. подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса).

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу Веснина П.В. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Северного МУГАДН отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19 ноября 2021 года и решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 11 января 2022 года, вынесенные в отношении Веснина П.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья А.С. Харлов