ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-124/2017 от 31.03.2017 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Малышев И.М. дело № 7р-124

Р Е Ш Е Н И Е

г. Йошкар-Ола 31 марта 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,

при секретаре Пайгельдиной В.С.,

рассмотрев жалобу акционерного общества «Порт Козьмодемьянск», <...>,

на решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением от 25 ноября 2016 г. № 189 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл – главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл акционерному обществу «Порт Козьмодемьянск» (далее – АО «Порт Козьмодемьянск», общество) назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 руб.

На данное постановление АО «Порт Козьмодемьянск» подало в суд жалобу. В обоснование жалобы было указано на малозначительность административного правонарушения, принадлежность общества к субъектам среднего предпринимательства, сезонный характер работы и вследствие этого тяжелое финансовое положение организации.

Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба АО «Порт Козьмодемьянск» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, АО «Порт Козьмодемьянск» в лице генерального директора Траскунова Ю.Г. просит решение судьи отменить, указывая, что представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства носит уведомительный характер. При этом в письме Росприроднадзора от 7 декабря 2011 года № 0Д-06-01-32/15903 указано на возможность применения нормы ст. 8.2 КоАП РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, а не на обязательность её применения. При этом АО «Порт Козьмодемьянск» не включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, соответственно, может не предоставлять отчеты по отходам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.

Заслушав объяснения защитника АО «Порт Козьмодемьянск» Цуркан Н.Н., поддержавшей жалобу и пояснившей, что по всем критериям общество относится к субъектам среднего предпринимательства, с отходами обращались в пределах лимитов, просит рассмотреть возможность применения малозначительности; объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюковой Е.И., пояснившей, что организация не является субъектом малого и среднего предпринимательства и оставившей вопрос о применении малозначительности на усмотрение суда; объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Модина В.Е., пояснившего, что юридическое лицо не предоставляло технический отчет; исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Деятельность АО «Порт Козьмодемьянск» по обращению с отходами включает накопление образующихся в результате осуществления производственной деятельности отходов I-V класса опасности – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды отходов, в целях их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, что подтверждается материалами дела, административным материалом № 05-234/2016, в частности, протоколами осмотра от 6 и 13 сентября 2016 года.

Данное обстоятельство признавалось обществом при рассмотрении дела должностным лицом, в суде первой инстанции, не оспаривается в жалобе и при рассмотрении дела в суде второй инстанции.

По результатам инвентаризации отходов, проведенной в 2013 году, и разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО «Порт Козьмодемьянск» Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл выдан документ от 27 мая 2013 года № 183-п об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия по 28 мая 2018 года.

Пунктом 5 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, пунктом 12 которого установлено, что технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как следует из материалов дела, с 9 по 30 сентября 2016 г. в ходе проведения плановой выездной проверки по контролю за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей природной среды в АО «Порт Козьмодемьянск», выполненного на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 29 августа 2016 г. № 232-р (гк), установлено, что АО «Порт Козьмодемьянск» не представило в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл по состоянию на 14 июня 2016 года (в течение 10 рабочих дней с даты истечения очередного года - 27 мая 2016 года) технический отчет по обращению с отходами за предшествующий период.

Данный документ был представлен в административный орган лишь 26 октября 2016 года, что подтверждается письмом АО «Порт Козьмодемьянск» от 26 октября 2016 года № 1189.

Исходя из обстоятельств дела, установленных судьей и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, вина АО «Порт Козьмодемьянск» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, нашла своё полное подтверждение.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества заключается в невыполнении норм природоохранного законодательства при наличии такой возможности.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом характера совершенного правонарушения, его направленности, роли правонарушителя и тяжести наступивших последствий основания для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным отсутствуют. При разрешении данного вопроса не имеют правового значения такие обстоятельства, как сезонный характер работы и тяжелое финансовое положение организации.

Наказание назначено должностным лицом в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Сведений о том, что АО «Порт Козьмодемьянск» относится к субъектам среднего предпринимательства, заявителем не представлено.

Исходя из обстоятельств совершения административного правонарушения и его последствий, представленных документов (бухгалтерский баланс на 31 декабря 2015 года, отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года), отсутствовали основания для применения ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа в связи с имущественным и финансовым положением общества.

Так, из вышеуказанных бухгалтерских документов следует, что общество имеет на балансе основные и оборотные средства, получает прибыль от продаж, доходы от участия в других организациях.

Ссылка в жалобе на письмо Росприроднадзора от 7 декабря 2011 года № 0Д-06-01-32/15903 является ошибочной, поскольку указанный документ не содержит разъяснений о том, что в случае нарушения субъектом среднего предпринимательства либо юридическим лицом, не относящимся к данной категории, требований природоохранного законодательства в отношении сроков представления технического отчета по обращению с отходами за предшествующий период, к нему не может быть применена административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Дело рассмотрено с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях. При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены.

С учетом изложенного оснований для отмены решения судьи, постановления должностного лица не имеется, жалоба оставляется без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2017 года, которым оставлено в силе постановление от 25 ноября 2016 года № 189 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл – главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл, оставить без изменения, жалобу АО «Порт Козьмодемьянск» – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Попов Г.В.