Председательствующий- Рафальский Е.В. дело №7р-1294/23
г.Красноярск, пр.Мира,9
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Красноярского краевого суда Пташник ФИО5, рассмотрев в судебном заседании 29 ноября 2023 года жалобу ФИО1 на решение судьи Лесосибирского городского суда Красноярского края от 16.10.2023 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном п.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года №7-2161 «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1 ФИО6,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № административной комиссии муниципального образования г.Лесосибирск от 30 мая 2023 года, ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного п.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года №7-2161 «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Согласно постановлению, 12.04.2023 г. в 14 час. 58 мин. по адресу: <адрес> в ходе мониторинга территории в сфере благоустройства, специалистами администрации г.Лесосибирска выявлено складирование и размещение возле входной зоны магазина, расположенного на земельном участке по вышеуказанному адресу, принадлежащем ФИО1, отходов (угольной золы), образованных в ходе сжигания угля, что является нарушением п.5.1.1. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования г.Лесосибирск, утвержденных Решением городского Совета от 24 октября 2019 года №398. Более подробно фабула правонарушения изложена по тексту постановления (л№).
Решением судьи Лесосибирского городского суда Красноярского края от 16 октября 2023 года приведенное постановление, изменено, назначенное ФИО1 наказание в виде штрафа снижено до 1500 рублей, в остальной части данное постановление, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 на него, без удовлетворения.
В жалобе поданной в порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, ФИО1 просит отменить принятые по делу постановление и последующее судебное решение, поскольку срок давности привлечения ее к административной ответственности истек 12 июня 2023 года; кроме того, контрольное мероприятие, в рамках которого был произведен осмотр земельного участка, проведено сотрудником унитарного предприятия не имеющим полномочий на его проведение и с нарушением требований Федерального закона от 31.07.2020 г. №248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в отсутствие распоряжения администрации г.Лесосибирска о проведении контрольного мероприятия либо задания на его проведение без взаимодействия с контролируемым лицом, в отсутствие контролируемых лиц и без применения видеозаписи; так же в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на указанном участке обнаружены именно отходы от сжигания угля.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем, в силу п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, полагаю принятые по делу постановление и последующее судебное решение, подлежащими отмене.
Довод о том, что на момент принятия судьей городского суда решения истек срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, не состоятелен, поскольку вменяемое ФИО1 длящееся административное правонарушение, было выявлено 12.04.2023 года, постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, принято административной комиссией муниципального образования г.Лесосибирск 30.05.2023 года, т.е. в установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок. Дата принятия по делу решения судьей городского суда, в рассматриваемом случае, не имеет правового значения.
Вместе с тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно требованиям ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу положений ст.45, 46 Конституции РФ, каждому гарантируется право на защиту.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Настоящее дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, рассмотрено административной комиссией муниципального образования г.Лесосибирск 30.05.2023 г. в 11 час. 00 мин. по адресу: <...>, в отсутствие ФИО1 (№). При этом, согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению и отчету об отслеживании почтового отправления с идентификационным номером №, копия протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, и уведомление о времени и месте рассмотрения данного дела об административном правонарушении, были направлены последней по месту ее жительства заказной почтовой корреспонденцией 23.05.2023 года, почтовое отправление прибыло в место вручения 24.05.2023 г. и 26.05.2023 г. была осуществлена неудачная попытка его вручения, при этом, срок хранения почтового отправления истекал 31.05.2023 года, почтовое отправление было направлено обратно отправителю 01.06.2023 года по истечению срока хранения и поступило на временное хранение 08.06.2023 г. (№). Таким образом, на момент рассмотрения дела административной комиссией (30.05.2023 года) срок хранения почтового отправления не истек, следовательно, у административной комиссии отсутствовали сведения о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела, и основания для его рассмотрения в указанный день в ее отсутствие, чему судьей городского суда не была дана надлежащая оценка. При этом отмечаю, что уведомление ФИО1 о составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении, не свидетельствует о ее извещении о рассмотрении дела административной комиссией, как не содержащее сведений позволяющих сделать однозначный вывод об этом.
Указанные обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных требований и безусловным самостоятельным основанием для отмены обжалуемого постановления и последующего судебного решения.
Соответствующая правовая позиция отражена в постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2021 г. № 16-2419/2021.
Кроме того, порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования город Лесосибирск, установлен Положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования город Лесосибирск, утверждённым Решением Совета депутатов города Лесосибирска Красноярского края от 29.09.2021 года N 113 (далее – Положение).
Согласно п.1.5 Положения, к отношениям, связанным с осуществлением контроля в сфере благоустройства, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее- №248-ФЗ).
Пунктами 3.5, 3.7 Положения предусмотрено, что контрольные мероприятия проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся на основании распоряжения администрации о проведении контрольного мероприятия; контрольные мероприятия проводимые без взаимодействия с контролируемыми лицами проводятся должностными лицами уполномоченными осуществлять контроль на основании задания главы (заместителя главы) города.
При этом, гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, действиях и принимаемых решениях (п.3.15).
Так же согласно Положению, во всех случаях проведения контрольных мероприятий для фиксации должностными лицами доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований может использоваться, в том числе, и фотосъемка. Информация о проведении фотосъемки и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного действия, проводимого в рамках контрольного мероприятия (п.3.11).
Из материалов дела следует, что вменяемое ФИО1 правонарушение выявлено в ходе осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства в отношении объектов муниципального контроля в сфере благоустройства, расположенных на территории муниципального образования город Лесосибирск. Датой совершения правонарушения указано 12.04.2023 года, когда членом административной комиссии города Лесосибирска ФИО2 составлен акт осмотра территории. При этом, в представленном по запросу суда оригинале материалов дела №) отсутствуют сведения о вынесении распоряжения администрацией о проведении контрольного мероприятия либо задания главы (заместителя главы) города о проведении контрольного мероприятия, в котором подлежали указанию основания его проведения, перечень контрольных действий, совершаемых в рамках контрольного мероприятия, предмет контрольного мероприятия и иные обязательные данные. Более того, в нарушение пункта 3.11 Положения информация о технических средствах, использованных для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, в акте контрольного мероприятия не приведена.
Возможность осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства членом административной комиссии по собственной инициативе, действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 91, статей 57 Федерального закона №248-ФЗ, решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Осмотр территории, данные которого послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, являющийся контрольным действием, как указано выше, проведен в отсутствие распоряжения администрацией о проведении контрольного мероприятия либо задания главы (заместителя главы) города о проведении контрольного мероприятия, в отсутствие контролируемого лица и без применения видеозаписи, чем нарушены требования ч.2 ст.76 Федерального закона № 248-ФЗ, доказательства зафиксированы ненадлежащим образом. Всё это не позволяет признать достоверными результаты осмотра, свидетельствует о допущении грубого нарушения требований к организации и осуществлению муниципального контроля, влекущего отмену решения, принятого по результатам контрольного мероприятия.
Кроме того, в соответствии с ч.3.1 ст.28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела (непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса)) может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Мероприятия во взаимодействии с ФИО1 до возбуждения настоящего дела об административном правонарушении не проводилось, что противоречит вышеприведенным положениям закона.
Помимо этого из дела усматривается, что контрольное мероприятие в сфере благоустройства проведено членом административной комиссии муниципального образования город Лесосибирск Красноярского края ФИО2, им же составлен протокол об административном правонарушении, ФИО2 как член административной комиссии принимал участие в рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления.
Однако, частью 8 статьи 22.2 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, поскольку вина ФИО1 в совершении правонарушения допустимыми доказательствами не подтверждена, в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, приведенное постановление административного органа и последующее судебное решение подлежат отмене, а производство по делу, подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № административной комиссии муниципального образования г.Лесосибирск от 30 мая 2023 года, а также решение судьи Лесосибирского городского суда Красноярского края от 16 октября 2023 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном п.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года №7-2161 «Об административных правонарушениях» в отношении ФИО1 ФИО7, отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.
Судья Красноярского краевого суда И.П. Пташник