Председательствующий: Пресняк А.Г.
Дело № 7р-130/2023
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Беккер В.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 26 июня 2023 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - УФАС по РХ) от 16 марта 2023 года о привлечении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новотроицкая основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Новотроицкая ООШ») ФИО1 к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4 и ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя УФАС по РХ от 16.03.2023 директор МБОУ «Новотроицкая ООШ» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4 и ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Бейского районного суда Республики Хакасия от 26.06.2023 указанное постановление заместителя руководителя УФАС по РХ оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение. Приводя обстоятельства дела, считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства его вины, поскольку в описании объекта закупки он указал все обязательные характеристики товара. Полагает, что для установления его (ФИО1) вины в совершенных правонарушениях следовало выяснить, имелась ли у него возможность для соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ссылается на формальный состав административного правонарушения, незначительную степень нарушения охраняемых общественных отношений и устранение допущенных нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ административным правонарушением является, в том числе размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Порядок формирования и ведения в единой информационной системе (далее – ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила использования каталога), указано, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования каталога), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В п. 6 Правил использования каталога указано, что случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик, в том числе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее помимо прочего информацию о предоставлении преимущества в соответствии со ст.ст. 28 и 29 настоящего Федерального закона (п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с положениями ст. 28 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги (ч. 1), ПереченьПеречень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2), объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный ч. 2 настоящей статьи (ч. 3).
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Перечень товаров № 3500-р).
В силу ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы (ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и указаны в приложении № 1, приложении № 2 к настоящему приказу (далее – Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств).
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 утвержден Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств).
Исследованными судом первой инстанции доказательствами подтверждаются выводы суда о нарушении директором МБОУ «Новотроицкая ООШ» ФИО1 приведенных положений Закона о контрактной системе, что выражалось в следующем.
Директором МБОУ «Новотроицкая ООШ» ФИО1 утверждено и 06.12.2022 размещено в ЕИС извещение об осуществлении закупки продуктов питания в 1 полугодии 2023 года (молочная и кисломолочная продукция) (закупка № 0380300011722000001), в котором в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки не указаны по всем трем позициям (масло сливочное, молоко питьевое пастеризованное, сыр) обязательные для применения характеристики из соответствующих позиций Каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ), что предусмотрено п. 4 Правил использования каталога и не приведено обоснование использования дополнительной информации, помимо содержащейся в позиции КТРУ, в соответствии с п. 6 Правил использования каталога.
В извещении о проведении электронного аукциона в нарушение п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе не установлено преимущество для участника закупки, являющегося учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, для позиции товаров «масло сливочное» и «молоко питьевое пастеризованное», входящих в Перечень товаров № 3500-р, в соответствии со ст. 28 Закона о контрактной системе.
В нарушение ч. 3 и ч. 4 ст. 14 и п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении установлены условия, ограничения и запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
К доказательствам, подтверждающим факт совершения ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4 и ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно отнес извещение об осуществлении закупки для определения поставщика продуктов питания в 1 полугодии 2023 года (молочная и кисломолочная продукция) (закупка № 0380300011722000001), опубликованное на официальном сайте ЕИС 06.12.2022 ФИО1, в котором:
- в информации об объекте закупки указано наименование товара, код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), единица измерения и количество: по позиции «молоко питьевое коровье пастеризованное» код: 10.51.11.111, количество 440 л., по позиции «сыры полутвердые без вкусовых наполнителей» код: 10.51.40.121, количество 80 кг., по позиции «масло сладко-сливочное» код: 10.51.30.111, количество 33 кг. (л.д. 37-39), однако в извещении указаны коды, не соответствующие кодам, указанным в описании объекта закупки по всем позициям: «Молоко питьевое», «Сыр» «Масло сливочное» (л.д. 56);
- в описании объекта закупки не указаны все необходимые для применения характеристики из соответствующих позиций КТРУ, что предусмотрено п. 4 Правил использования каталога, а именно: по позиции « Молоко питьевое пастеризованное» КТРУ 10.51.11.000-00000015 не указано: вид молока, вид молока по способу обработки, массовая доля жира, maх, по позиции «Сыр» КТРУ 10.51.40.120-00000002 не указано: вид сыра, вид сыра в зависимости от массовой доли жира в пересчете на сухое вещество, вид сырья;
- не приведено обоснование использования дополнительной информации, помимо содержащейся в позиции КТРУ, в соответствии с п. 6 Правил использования каталога;
- указано о предоставлении преимущества участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Однако, в извещении не установлено преимущество для участника закупки, являющегося учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, для позиции товаров «масло сливочное» и «молоко питьевое пастеризованное», входящих в Перечень товаров № 3500-р, в соответствии со ст. 28 Закона о контрактной системе;
- установлены условия, ограничения и запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, тогда как товары «Молоко питьевое пастеризованное» ОКПД: 10.51.11.111 и «Сыр» ОКПД: 10.51.40.121 не входят в приложение № 1 Условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и в Перечень пищевых продуктов из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанные обстоятельства нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при установлении в извещении об осуществлении закупки условий допуска и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и размещении в ЕИС в сфере закупок данного извещения об осуществлении закупки ФИО1 не оспаривались.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное положение директора МБОУ «Новотроицкая ООШ» ФИО1, разместившего извещение об осуществлении закупки, и являющегося согласно извещению ответственным лицом, подтверждается выпиской из приказа № 21 от 14.08.1997 о назначении на должность с 01.09.1997 (л.д. 35-36, 71).
Решением комиссии УФАС по РХ по жалобе № 019/06/106-822/2022 от 27.12.2022 заказчик - МБОУ «Новотроицкая ООШ» признан нарушившим положения ч. 3 и ч. 4 ст. 14, ч. 6 ст. 23, п. 13 и п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе (л.д. 59-68).
Исследовав указанные доказательства, дав им оценку в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что директором МБОУ «Новотроицкая ООШ» ФИО1 ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, размещено извещение об осуществлении закупки продуктов питания в 1 полугодии 2023 года (молочная и кисломолочная продукция) (закупка № 0380300011722000001) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Оснований сомневаться в обоснованности указанных выводов суда о нарушении ФИО1 приведенных требований закона о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.
Вопреки доводам жалобы в материалы дела органом административной юрисдикции представлены доказательства и достаточные данные для установления вины ФИО1 в нарушении ч. 3 и ч. 4 ст. 14, ч. 6 ст. 23, п. 13 и п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что повлекло обоснованное привлечение его к административной ответственности по ч. 1.4 и ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ. Должностным лицом УФАС по РХ при рассмотрении дела установлено и подробно описано в постановлении о назначении административного наказания каждое допущенное ФИО1 нарушение Закона о контрактной системе, что позволило суду первой инстанции при исследовании размещенного ФИО1 в ЕИС извещения прийти к правильному выводу о законности вынесенного по делу постановления.
Довод, содержащийся в жалобе ФИО1, о том, что для установления его вины следовало выяснить, имелась ли у него возможность для соблюдения требований Закона о контрактной системе, несостоятелен, поскольку материалами дела достоверно установлено нарушение приведенным лицом положений ч. 3 и ч. 4 ст. 14, ч. 6 ст. 23, п. 13 и п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела не следует, что имели место исключительные обстоятельства, воспрепятствовавшие надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность и способные послужить основанием для вывода о малозначительности правонарушений. В решении суда отражено, что нарушение ФИО1 требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, повлекло нарушение прав участника закупки, обратившегося с жалобой на действия заказчика в УФАС по РХ, и аннулирование закупки с выдачей предписания. Кроме того, ранее ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ постановлением УФАС по РХ от 25.11.2021 (л.д. 121-130).
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Допущенное нарушение требований законодательства нарушает единый действующий правопорядок, единообразие применения закона, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных вредных последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей по соблюдению требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ, и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, для назначения наказания в виде предупреждения также не усматривается, поскольку ФИО1 к административной ответственности привлекается не впервые.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного решения и направлены на переоценку доказательств, что само по себе не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 26 июня 2023 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новотроицкая основная общеобразовательная школа» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай