ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1330/2015 от 14.01.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Председательствующий Серебрякова Л.Ю. Дело № 7р - 51/16

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 14 января 2016 г.

Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Закирьян М.С. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении Одинцова Р.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Красноярского УФАС России от 06 октября 2014 года Одинцов Р.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ за заключение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

Назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Постановлением установлено, что Одинцов Р.В. в период с 19 апреля 2010 года по 07 июня 2013 года состоял в должности министра финансов Красноярского края при этом, вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, допустил внедрение министерством на бесконкурентной основе в период с 14 октября 2010 года разработанного ООО «Бюджетные и Финансовые Технологии» (ООО «БФТ») программного продукта АСУБП «АЦК-Финансы» в финансовых органах муниципальных образований Красноярского края, заключение от лица министерства с данным юридическим лицом государственного контракта № 210\17-11 от 22 июня 2011 года на выполнение работ по сопровождению программного продукта АСУБП и внедрению АСУБП «АЦК-Финансы», а также иных государственных контрактов по сопровождению АСУБП «АЦК-Финансы», модернизации, развитию функциональных возможностей и использованию подсистем указанной программы.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 октября 2015 года жалоба защитника Закирьян М.С. на постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст. 30.1-30.3 КоАП РФ защитник Закирьян М.С. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение суда отменить, указывая, что переписка, которую вели министерство финансов Красноярского края и ООО «БФТ» и внедрение программного продукта АСУБП «АЦК-Финансы» не являются соглашением, направленным на ограничение конкуренции, данная программа создана ООО «БФТ» по результатам реализации положений

государственного контракта № 264\17-10 от 11 июня 2010 года в связи с чем и исходя из положений ст. 1297 ГК РФ у министерства финансов возникло право по его использованию, программа была предоставлена министерству безвозмездно, функционал программы АСУБП «АЦК-Финансы» совпадает с функционалом ранее использовавшейся программы АСУБП разработчиком и правообладателем который выступает ООО «КЦ «Система»; АСУБП была внедрена и сопровождалась в процессе эксплуатации ООО «КЦ «Система» в рамках годичных контрактов, заключаемых по результатам проведения конкурсов, ООО «БФТ» не разработало новый программный продукт, а лишь модифицировало АСУБП, выводы административного органа о создании ООО «БФТ» нового программного продукта, который мог быть использован исключительно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о закупках для государственных, муниципальных нужд бездоказательны, Одинцов Р.В. как руководитель финансового органа не обладал необходимыми познаниями для того, чтобы оценить функционал программы АСУБП «АЦК-Финансы» с той точки зрения, является ли она новым программным продуктом, перед подписанием документов они были согласованы с другими сотрудниками министерства, которые имеют необходимое образование, знания и навыки, что судьей не учтено.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о рассмотрении дела Красноярским краевым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что судебное решение и постановление по делу об административном правонарушении в отношении Одинцова Р.В. являются законными и обоснованными и отмене либо изменению не подлежат.

Вопреки доводам жалобы, вина Одинцов Р.В. в совершении административного правонарушения установлена верно.

В соответствии с ч.3 ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Как следует из материалов дела ООО «Координационный центр «Система» является разработчиком и правообладателем программы для ЭВМ «Автоматизированная система управления бюджетным процессом на региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы Российской Федерации» (АСУБП) на основании свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ от 22 августа 2002 года № 2002611442.

В 2003 году в рамках государственного контракта от 08 сентября 2003 года № 5664/01-03 АСУБП была внедрена для использования главным финансовым управлением администрации Красноярского края, ее сопровождение в период с 2003 по 2009 осуществлялось ООО «КЦ «Система» в рамках годичных государственных контрактов, заключаемых по результатам соответствующих конкурсов.

Согласно лицензионному договору от 04 мая 2010 года № 1/ВРТ, заключенному между ООО «КЦ «Система» и ООО «БФТ», последнее приобрело лицензию на использование АСУБП на территории Российской Федерации сроком до 31 декабря 2011 года.

Между министерством финансов Красноярского края (Заказчик) и ООО «БФТ» 11 июня 2010 года по результатам открытого конкурса был заключен государственный контракт № 264/17-10, согласно которому Исполнитель обязуется оказать в 2010 году услуги по сопровождению программного продукта АСУБП, а Заказчик обязуется оплатить указанные услуги. Оказание услуг осуществляется до 31 декабря 2010 года и включает в себя услуги по обеспечению бесперебойного функционирования специального программного обеспечения и консультационные услуги по эксплуатации программного продукта. 17 марта 2010 года Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам ООО «БФТ» было выдано свидетельство № 2011612235 о государственной регистрации программы для ЭВМ, согласно которому ООО «БФТ» является разработчиком и правообладателем программы для ЭВМ АСУ БП «АЦК-Финансы».

Письмом от 11 октября 2010 года № 888 ООО «БФТ» проинформировало Министерство финансов края о выпуске новой версии АСУБП - АСУБП «АЦК-Финансы», которая предоставляется Министерству без дополнительной оплаты в рамках действующего государственного контракта № 264/17 -10, а также без взимания дополнительной платы будет оказана помощь в обновлении АСУБП до версии АСУБП «АЦК-Финансы». В соответствии с разработанным совместно с Министерством планом обновления АСУБП до версии АСУБП «АЦК-Финансы» определен перечень «пилотных» муниципальных образований, в финансовых органах которых работы по обновлению должны быть завершены до конца 2010 года (г. Шарыпово, Шарыповский район, г. Сосновоборск, Майский район).

Письмами от 14 октября 2010 года №№ 17/06-3427, 17/06-3428, 17/06-3429, 17/06-3430 Министерство финансов Красноярского края направило в адрес руководителей финансовых органов г. Сосновоборска, Манского района, Шарыповского района, г. Шарыпово графики мероприятий по внедрению программы и обучению сотрудников, методику переноса данных из старой системы в новую версию. Названные письма также содержали указание на осведомленность министерства о согласии вышеуказанных муниципальных образований стать «пилотными» муниципальными образованиями для обновления АСУБП до новой версии АСУБП «АЦК-Финансы».

Письмом от 14 октября 2010 года № 17/06-3431 министерство уведомило казначейство Красноярского края о начале «пилотных» проектов в четырех муниципальных образованиях края.

Были совершены фактические действия по установке АСУБП «АЦК-Финансы» и переносу данных с АСУБП на АСУБП «АЦК-Финансы».

ООО «БФТ» не передавало третьим лицам прав на использование АСУБП «АЦК-Финансы».

22 июня 2011 года министерством финансов с единственным участником проведенного конкурса - ООО «БФТ» был заключен государственный контракт № 210/17-11 на выполнение в 2011 году услуг по сопровождению АСУБП и АСУБП «АЦК-Финансы» и по внедрению специальной версии АСУБП «АЦК-Финансы», стоимостью <данные изъяты> рублей (10 000 000 рублей - на сопровождение АСУБП и АСУ БП «АЦК-Финансы», и <данные изъяты> рублей - на внедрение специальной версии АСУБП «АЦК-Финансы»).

Между министерством и ООО «БФТ» также заключены государственные контракты от 31 августа 2011 года № 396/17-11 на передачу права (лицензии) на использование подсистем АСУБП «АЦК-Финансы» (стоимость контракта <данные изъяты> рублей), от 02 ноября 2011 года № 531/17-11 на выполнение работ по модернизации системы АСУБП «АЦК-Финансы» (стоимость контракта <данные изъяты> рублей), от 16 декабря 2011 года на выполнение работ по развитию функциональных возможностей АСУБП «АЦК-Финансы» с передачей прав на использование необходимого программного обеспечения (стоимость контракта <данные изъяты> рублей, стоимость лицензии <данные изъяты> рублей).

Кроме того, 04 июля 2012 года между министерством финансов края и ООО «БФТ» был заключен государственный контракт №773/17-12 на сопровождение АСУБП «АЦК-Финансы» в 2012 году (стоимость контракта <данные изъяты> рублей).

Данные фактические обстоятельства не оспариваются.

При этом антимонопольным органом установлено, что имелись иные хозяйствующие субъекты, которые могли разработать необходимые программные продукты, позволяющие организовать управление бюджетным процессом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решением комиссии УФАС России по Красноярскому краю от 10 октября 2013 года министерство финансов Красноярского края и ООО «БФТ» признаны нарушившими требования п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту достижения соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по сопровождению продуктов АСУБП и АСУБП «АЦК-Финансы».

Законность указанного решения подтверждена решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2015 года (дело № А33-252\2014) и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2015 года.

Не могут являться основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения суда доводы рассматриваемой жалобы о том, что программный продукт АСУБП «АЦК-Финансы» предоставлен ООО «БФТ» Министерству финансов в рамках исполнения обязательств по договору (государственному контракту) от 11 июня 2010 № 264/17-10 и является модификацией имеющегося в пользовании министерства продукта АСУБП.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ от 17 марта 2011 года № 2011612235 ООО «БФТ» является правообладателем в отношении программы для ЭВМ АСУБП «АЦК-Финансы».

Кроме того, как установлено экспертным исследованием проведенным в рамках антимонопольного дела, программа АСУБП «АЦК-Финансы» является новой, различия по программному коду от АСУБП составляет более 50 процентов.

Следовательно, указанная программа является самостоятельным объектом гражданских прав, новой программой для ЭВМ. В этой связи размещение и обслуживание указанной программы могло быть реализовано исключительно в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который осуществлял правовое регулирование на момент совершения описанных в постановлении действий. Разработка и внедрение АСУБП «АЦК-Финансы» в рамках государственного контракта от 11 июня 2010 года № 264/17-10 фактически исключили возможность иных хозяйствующих субъектов, разрабатывающих программное обеспечение, предложить иной программный продукт в области управления бюджетным процессом.

Анализ характера действий министерства финансов Красноярского края и ООО «БФТ», их взаимосвязь, степень согласованности, направленность на достижение единого результата свидетельствуют о фактическом заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

Одинцов Р.В. в период с 19 апреля 2010 года по 07 июня 2013 года состоял в должности министра финансов Красноярского края, то есть являлся должностным лицом, ответственным за надлежащее функционирование указанного органа исполнительной власти

Поскольку вследствие ненадлежащего исполнения Одинцовым Р.В. должностных обязанностей министерством финансов Красноярского края было заключено недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение, он обоснованно привлечен к административной ответственности, доводы жалобы об обратном несостоятельны. Ссылка защитника на некомпетентность Одинцова Р.В. достаточным основанием для вывода об отсутствии его вины в правонарушении являться не может.

Порядок привлечения к ответственности, установленный КоАП РФ, в отношении Одинцова Р.В. не нарушен, наказание ему определено согласно санкции статьи.

Как усматривается из дела, жалоба Одинцова Р.В. рассмотрена судом в соответствии с порядком, предусмотренным ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ и с соблюдением прав лица.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении Одинцова Р.В. оставить без изменения, жалобу защитника Закирьян М.С. - без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев