Председательствующий Тарарина Е.В. Дело № 7р- 148/2022
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 26 января 2022 года
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела по 1-ой группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения (КГБУЗ) «Красноярская станция скорой медицинской помощи»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела по 1-ой группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 от 05 ноября 2020 года КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Согласно постановлению 20 сентября 2020 года имел место тяжёлый несчастный случай с водителем <данные изъяты>ФИО., который на основании договора о предоставлении специализированного автотранспорта осуществлял управление автомобилем скорой медицинской помощи для КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи».
В ходе расследования несчастного случая установлено, что КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» в нарушение ст.ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2.1.2. «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29) не провело привлеченным к его производственной деятельности сотрудникам <данные изъяты> вводного инструктажа по правилам охраны труда.
Решением судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 июня 2021 года постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ- в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд в соответствии с ч.5 ст. 30.9 КоАП РФ, заместитель начальника отдела по 1-ой группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО1 просит решение судьи отменить ввиду того, что оно основано на неверной оценке законодательства и материалов дела.
В судебном заседании защитник КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что решение судьи Советского районного суда г.Красноярска подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Из дела следует, что между <данные изъяты> и КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи», согласно государственному заданию на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденному приказом Министерства здравоохранении Красноярского края от 09.01.2020г. № l-opr, был заключен договор в соответствии с которымом <данные изъяты> обязано предоставлять КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» специализированный автотранспорт и безвозмездно своими силами оказывать услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Водитель ФИО., с которым 20 сентября 2020 года произошёл несчастный случай, состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты> и на основании указанного выше договора осуществлял управление автомобилем скорой медицинской помощи для КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи».
Как это отражено в акте о расследовании несчастного случая, в КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» не было обеспечено проведение вводного инструктажа привлекаемым к его деятельности водителям <данные изъяты>», что не оспаривалось.
Анализируя обстоятельства дела, судья Советского районного суда г.Красноярска пришел к выводу о том, что КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» не было обязано проводить такого рода инструктаж.
Однако, данные выводы судьи являются преждевременными.
Так, в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Как установлено п. 2.1.2. «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29) все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Из положений указанного нормативного акта прямо следует обязанность работодателя проводить вводный инструктаж по требованиям охраны труда всем лицам, участвующим в производственной деятельности организации, в том числе и привлечённым работникам сторонних организаций.
Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст введён в действие «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п. 8.6 которого установлено, что вводный инструктаж проводят для всех принимаемых на работу лиц, а также для лиц, командированных на работу на предприятие - организатор обучения либо выполняющих подрядные (субподрядные) работы на подконтрольных предприятию - организатору обучения территории и объектах, а также для обучающихся образовательных организаций и учреждений соответствующих уровней, проходящих производственную практику, либо для иных лиц, участвующих в производственной деятельности предприятия - организатора обучения.
Исходя и содержания данного акта судья районного суда счёл, что вводный инструктаж должен проводиться только при осуществлении работы на подконтрольных предприятию - организатору обучения территории и объектах.
Однако этот вывод не основан на содержании п.8.6 ГОСТ 12.0.004-2015, который прямо устанавливает необходимость проведения вводного инструктажа и иным лицам, участвующим в производственной деятельности предприятия - организатора обучения, что в полной мере соответствует п. 2.1.2. «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» состава административного правонарушения является преждевременным, он не основан на положениях закона и материалах дела.
В этой связи решение судьи подлежит отмене.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
По настоящему делу указанный срок истек.
В этой связи, исходя из положений п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.
При таком положении постановление заместителя начальника отдела по 1-ой группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 05 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» также не может быть оставлено в силе, оно подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Советского районного суда г.Красноярска от 21 июня 2021 года и постановление заместителя начальника отдела по 1-ой группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 05 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская станция скорой медицинской помощи» отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев