ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-14/2022 от 19.04.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Плетнева Т.А.

Дело № 7р-14/2022

19RS0003-01-2021-002255-55

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2022 года г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Александровой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Курбанова Г.Р. на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2021 года, которым изменено постановление председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 13 сентября 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генерального директора ООО «Эн+Логистика» – управляющей компании АО «ОВЭ» Курбанова Г.Р..

Огласив жалобу, заслушав защитников Алдошину Е.В. и Лобанова Д.Е., поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2021 года изменено постановление председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии) № 19.7.1-11/2021 от 13 сентября 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) генерального директора ООО «Эн+Логистика» – управляющей компании АО «ОВЭ» Курбанова Г.Р., снижено назначенное административное наказание в виде административного штрафа до трех тысяч руб.

Не согласившись с решением суда, Курбанов Г.Р. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Приводя фактические обстоятельства дела, указывает на отсутствии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, так как указанной нормой предусмотрена ответственность за непредставление сведений, если обязательность их представления предусмотрена нормативным правовым актом, в то время как Курбанову Г.Р. вменяется нарушение п. 4 протокола от 27.11.2020 № 76 заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии, который не обладает признаками нормативного правового акта. В обоснование своих доводов ссылается на положения ст. 3, 5 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия», ст. 4, 22-24 Конституции Республики Хакасия, п. 2, 3 Порядка подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, утвержденного постановлением Председателя Правительства Республики Хакасия от 26.06.2009 № 22-ПП, ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, приказ Минюста России от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». Полагает, что с учетом приведенных положений закона протокол № 76 не соответствует критериям нормативно-правового акта и не может расцениваться как неотъемлемая часть Приказа № 76-К. Ссылаясь на положения п. 1.3 Методических рекомендаций по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (авторы Атагимова Э.И., Рыбакова О.С.), указывает на признаки, по которым протокол не относится к нормативно-правовому акту, а именно: протокол не устанавливает общих норм поведения длительного и многократного использования для различных субъектов, а лишь для определенного лица – АО «ОВЭ»; обязанность АО «ОВЭ» по предоставлению отчетности включена Комитетом в протокол в инициативном порядке, в отсутствие законодательных норм, подкрепляющих возможность ее установления, соответственно имеет односторонний характер; форма протокола нормативными правовыми актами не определена; действие протокола ограничивается сроком действия – моментом пересмотра тарифа на регулируемую услугу и не предполагает многократного использования; не был опубликован одновременно с Приказом № 76-К в официальном источнике опубликования для нормативно-правовых актов (в газете «Хакасия» № 238 от 11.12.2020); не проходил правовую экспертизу в Министерстве юстиции РХ; не включен в региональный регистр нормативно-правовых актов. Выражает несогласие с выводом суда о неисполнении Курбановым Г.Р. обязанности по предоставлению отчетности, установленной нормативно-правовым актом – п. 29 Приложения 1 Приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 18.06.2021 № 31-од, поскольку указанный нормативный правовой акт вступил в силу с 18.06.2021 и обязанность по предоставлению соответствующей отчетности в соответствии с данным приказом у АО «ОВЭ» еще не возникла, поскольку тариф, установленный Приказом 76-К не используется свыше 12 месяцев. Также указывает на ограниченный перечень отчетности, утвержденный Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 18.06.2021 № 31-од, в котором отсутствует такой вид отчетности как анализ финансово-хозяйственной деятельности. Считает, что Комитет не вправе в одностороннем порядке расширять перечень своих полномочий и устанавливать дополнительные обязанности для регулируемых организаций, не предусмотренные действующим законодательством РФ и/или субъекта РФ. Обращает внимание суда на то, что не является субъектом административной ответственности, поскольку руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций несут административную ответственность как должностные лица только в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями, перечисленными в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Поскольку ст. 19.7.1 КоАП РФ не входит в этот перечень, руководитель ООО «Эн+Логистика» - управляющей компании АО «ОВЭ» не может быть привлечен к административной ответственности.

Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, и по объему и пределам судебного разбирательства порядок пересмотра по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения к административной ответственности, в ходе которой суд вправе проверять и правовую и фактическую сторону дела. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, которые, согласно ст. 26.1 КоАП РФ, входят в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении, в том числе виновность лица в его совершении, что предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

При рассмотрении данного дела суд не принял во внимание вышеприведенные требования закона.

В силу ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

В соответствии с пп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", положениями Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Согласно Положению о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. № 175, Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия по реализации на территории Республики Хакасия государственной политики в сфере электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1.1). На основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Госкомитета, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия осуществляется исключительно законами Республики Хакасия, постановлениями Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия (п.2.1.2).

Госкомитет осуществляет полномочия по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (пункт 2.1.10).

Согласно протоколу заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.11.2020 № 76 «Об утверждении (пересмотре) предельного максимального тарифа (цены) на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО «Отделение Временной Эксплуатации» (подача и уборка вагонов (перевозка грузов)), примыкающих к путям общего пользования по станции Камышта АО «РЖД» (далее – протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76), организация обязана в течение месяца после окончания каждого квартала представлять в Госкомтарифэнерго Хакасии анализ финансово–хозяйственной деятельности нарастающим итогом с начала года по формам, предусмотренным Методическими указаниями, утвержденными приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 16.09.2011 № 35-од (далее – Приказ Госкомтарифэнерго Хакасии № 35-од) с приложением пояснительной записки и форм финансовой отчётности (бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах).

Срок предоставления годового отчета – не позднее четырёх месяцев после окончания отчетного периода.

На основании решения Правления Госкомтарифэнерго Хакасии был вынесен приказ от 30.11.2020 № 76-к "Об установлении предельного максимального тарифа (цены) на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО "Отделение Временной Эксплуатации" (подача и уборка вагонов (перевозка грузов)), примыкающих к путям общего пользования по станции Камышта АО "РЖД" (далее – Приказ № 76-к).

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, за совершение которого Курбанов Г.Р. был привлечен к административной ответственности являлось непредставление в Госкомтарифэнерго Хакасии отчета о финансово-хозяйственной деятельности за 2 квартал 2021 года по формам, предусмотренным Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Госкоматрифэнерго Хакасии от 18.06.2021 № 31-од., обязанность предоставления которого была предусмотрена протоколом заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76

Оспаривая постановление по делу об административном правонарушении Курбанов Г.Р. ссылался на невиновность в совершении правонарушения и отсутствие предусмотренной нормативно-правовым актом обязанности представления отчетности о финансово-хозяйственной деятельности в Госкомтарифэнерго Хакасии.

Проверяя указанные доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, сославшись на исследованные в судебном заседании протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76; приказ от 30.11.2020 № 76-к "Об установлении предельного максимального тарифа (цены) на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО "Отделение Временной Эксплуатации" (подача и уборка вагонов (перевозка грузов)), примыкающих к путям общего пользования по станции Камышта АО "РЖД" (л.д. 60); документы, подтверждающие должностное положение Курбанова Г.Р., - протокол заседания Совета директоров АО «ОВЭ» от и договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «ОВЭ» - ООО «Эн+Логистика» от (л.д. 74-83), приказ от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанностей генерального директора ООО «Эн+Логистика» на Курбанова Г.Р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96), новую редакцию «Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 3.3.2 которого руководитель обязан организовать и обеспечить ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление отчетности, уплату налоговых платежей (л.д. 85-95), суд первой инстанции сделал вывод о виновности Курбанова Г.Р. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, при указанных выше обстоятельствах.

Между тем, приходя к указанному выводу, суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.

Как следует из п. 4 протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76, АО «ОВЭ» необходимо в течение месяца после окончания каждого квартала представлять в комитет анализ финансово-хозяйственной деятельности нарастающим итогом с начала года по формам, предусмотренным Методическими указаниями, утвержденными приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 16.09.2011 № 35-од с пояснительной запиской. Срок предоставления годового отчета – не позднее четырех месяцев после окончания отчетного периода (л.д. 70).

При этом отраженные в протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76 методические указания, утвержденные приказом от 16.09.2011 №35-од, утратили силу с 18.06.2021.

С 18.06.2021 вступил в силу приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 18.06.2021 № 31-од «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов и Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия» (далее – Приказ № 31-од).

Пунктом 29 приказа № 31-од установлена обязанность организации, использующей утвержденные тарифы более 12 месяцев, предоставлять в орган регулирования тарифов в соответствии с приложениями 19, 20 к Методическим указаниям: отчет о расходовании материальных и ремонтных ресурсов в разрезе видов деятельности за прошедший период с указанием объема реализации плановых мероприятий и выполнении ремонтных программ, утвержденных руководителем Организации на отчетный период, с приложением подтверждающих документов и обоснованием отклонений уровня расходов от утвержденных; отчет о расходовании инвестиционных ресурсов за отчетный период с указанием объема выполнения инвестиционных программ в разрезе мероприятий в соответствии с графиком реализации проектов, с приложением подтверждающих документов и обоснованием отклонений уровня расходов от утвержденных.

Таким образом, приказом № 31-од установлена обязанность организации по предоставлению иного перечня сведений, отличного от перечня сведений, указанного в протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76. Приведенные Методические указания от 18.06.2021 № 31-од не содержат такого вида отчета как анализ финансово-хозяйственной деятельности и не содержат формы отчета о финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме того, из приведенных методических указаний следует, что отчетным периодом является квартал и год. Отчет предоставляется в течение 30 календарных дней со дня окончания отчетного квартала и ежегодно, до 1 апреля, за предыдущий год.

Поскольку тариф установлен приказом № 76-к от 30.11.2020, вступившим в силу с 11.12.2020, соответственно обязанность организации предоставлять в Госкомтарифэнерго Хакасии в соответствии с приложениями 19, 20 к Методическим указаниям отчеты, указанные в п. 29 приказа № 31-од, могла возникнуть у АО «ОВЭ» лишь с 12.12.2021, в то время как событие правонарушения описано в виде непредставления отчетности за второй квартал 2021 года.

Однако приведенные сведения правовой оценки суда при рассмотрении жалобы на постановление органа административной юрисдикции не получили, обоснованность требования регулирующего органа о предоставлении запрашиваемой информации в том объеме, который указан в протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76, для целей государственного контроля (надзора), в отличие от требований, установленных Приказом № 31-од, не установлена, а положения протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 76 не позволяют сделать безусловный вывод о том, что на АО «ОВЭ» правомерно возложены соответствующие обязанности.

Соответственно, доводы стороны защиты об отсутствии, предусмотренной нормативно-правовым актом, обязанности АО «ОВЭ» в течение месяца после окончания каждого квартала представлять в Госкомтарифэнерго Хакасии анализ финансово–хозяйственной деятельности нарастающим итогом с начала года, надлежащей оценки суда первой инстанции не получили.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, а такое разрешение жалоб на постановление (решение) по делу об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из взаимосвязанных положений ст. 1.5 и ст. 2.1 КоАП РФ, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах, поскольку однозначных допустимых доказательств виновности Курбанова Г.Р. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, не имеется, суд второй инстанции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.

Следовательно, решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2021 года и постановление председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия № 19.7.1-11/2021 от 13 сентября 2021 года, которым генеральный директор ООО «Эн+Логистика» – управляющей компании АО «ОВЭ» Курбанов Г.Р. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по настоящему делу, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2021 года и постановление председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия № 19.7.1-11/2021 от 13 сентября 2021 года, которым генеральный директор ООО «Эн+Логистика» – управляющей компании АО «ОВЭ» Курбанов Г.Р. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай