ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-151/2022 от 21.06.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Белоногова Н.Г.

Дело № 7р-151/2022

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Коноваловой С.А. на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 16 мая 2022 года, которым оставлено без изменения постановление врио заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия № 80-18-04/1-2022 от 15 февраля 2022 года о привлечении к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главы Белоярского сельсовета ФИО.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением врио заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – УФК по РХ) № 80-18-04/1-2022 от 15 февраля 2022 года глава Белоярского сельсовета ФИО привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 16 мая 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, защитник Коновалова С.А. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Приводя фактические обстоятельства дела, не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 7 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, указывает на то, что постановлением врио заместителя руководителя УФК по РХ от 02.11.2021 ФИО был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения представления органа государственного финансового контроля от 26.05.2021 в срок до 01.09.2021. Обжалуемым постановлением ФИО был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения предписания органа государственного финансового контроля от 07.09.2021. Полагает, что поскольку представление от 26.05.2021 и предписание от 07.09.2021 вынесены на основании одного и того же акта проверки от 31.03.2021 и содержат идентичные требования, неисполнение представления от 07.09.2021 не образует состав нового правонарушения.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Выводы суда первой инстанции о невыполнении главой Белоярского сельсовета ФИО в установленный срок предписания органа государственного финансового контроля от 07.09.2021 подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

К таким доказательствам суд первой инстанции обоснованно отнес, в том числе:

- приказ УФК по РХ от 04.03.2021 № 102, согласно которому в период с 15.03.2021 в отношении Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда» за 2020 – истёкший период 2021 года (л.д. 99-100);

- акт от 31.03.2021, из которого следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки выявлено неправомерное расходование Администраций Белоярского сельсовета бюджетных средств (л.д. 101-123);

- представление № 80-11-71/18-07-56 от 26.05.2021 по результатам проведенной УФК по РХ проверки, в результате которой выявлены следующие бюджетные нарушения: в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 13 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») Администрацией Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в 2020 году допущено неправомерное использовании средств фонда (пункты 1-4 представления); в нарушение п. 1 ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в 2020 году неверно определена начальная минимальная цена контракта (пункт 5 представления); в нарушение ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в региональную и муниципальную программы не внесены изменения (пункт 6 представления). В связи с чем УФК по РХ потребовало от Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия: в срок до 01.09.2021 принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-6 представления (пункт 1 резолютивной части представления); в срок до 01.09.2021 принять меры по устранению нарушений, указанных в пунктах 1- 4 представления, путем возмещения неправомерно израсходованных средств фонда (пункт 2 резолютивной части представления); в срок до 01.09.2021 принять меры по устранению нарушения, указанного в пункте 6 представления, путем направления информации в Минстрой Хакасии для внесения изменений в региональную программу (пункт 3 резолютивной части представления) (л.д. 90-92);

- ответ Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия от 31.08.2021 на представление от 26.05.2021, согласно которому выполнить пункт 1 представления не имеется возможности; денежные средства в суммах 414 руб. 78 коп. (пункт 2 предписания) и 1684 руб. 55 коп. (пункт 3 предписания) возвращены в бюджет; пункт 4 представления не соответствует действующему законодательству; нарушений, указанных в пунктах 5, 6 представления, не имеется (л.д. 86-89);

- предписание № 5 от 07.09.2021, которым Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в срок до 01.12.2021 предписано принять меры по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию в размере 54 864 руб. 21 коп., в том числе путем направления требований о возврате средств в адрес подрядчика или виновных лиц, осуществления претензионно-исковой работы с указанными лицами, и перечисления суммы неправомерно израсходованных средств фонда, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилого фонда, в Минстрой Хакасии. О результатах исполнения предписания следует проинформировать УФК по РХ в срок не позднее 07.12.2021 с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение (л.д. 78-80).

Факт неисполнения предписания УФК по РХ отражен в протоколе об административном правонарушении и не оспаривался в ходе производства по делу лицом, в отношении которого оно ведется (л.д. 22-24).

Законность указанного предписания УФК по РХ сомнений не вызывает. Предписание выдано уполномоченным лицом органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пп. 7, 9 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, содержит обязательное для исполнения в указанный в предписании срок требование об устранении бюджетного нарушения и принятии мер по устранению его причин и условий.

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное положение ФИО подтверждается постановлением территориальной избирательной комиссии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации избранного главы» (л.д. 67).

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, поскольку главой Белоярского сельсовета ФИО ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности и не принято достаточных мер для своевременного исполнения законного предписания органа государственного финансового контроля в установленный срок, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления вины должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Доводы защитника о том, что ФИО повторно привлечен к административной ответственности за одно и те же бездействие, он уже привлекался к ответственности ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение требования органа финансового контроля о возмещении ущерба несостоятельны.

В силу п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В свою очередь под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию (п. 3 ст. 270.2 БК РФ).

Как следует из материалов дела, представление № 80-11- 71/18-07-56 от 26.05.2021 вынесено органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по результатам плановой выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда» за 2020 – истёкший период 2021 года и содержит требования, обязывающие Администрацию Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия принять меры по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию в размере 54 864 руб. 21 коп.

Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия 2 ноября 2021 года глава Белоярского сельсовета ФИО был привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ - за неисполнение представления УФК по РХ № 80-11-71/18-07-56 от 26.05.2021.

В связи с тем, что 31.08.2021 Администрацией был дан ответ УФК по РХ на представление, согласно которому выполнить пункт 1 представления не имеется возможности; денежные средства в суммах 414 руб. 78 коп. (пункт 2 предписания) и 1684 руб. 55 коп. (пункт 3 предписания) возвращены в бюджет; пункт 4 представления не соответствует действующему законодательству; нарушений, указанных в пунктах 5, 6 представления, не имеется, 07.09.2021 УФК по РХ в силу положений п. 3 ст. 270.2 БК РФ выдало Администрации предписание № 5, которым Администрации в срок до 01.12.2021 предписано принять меры по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию в размере 54 864 руб. 21 коп., в том числе путем направления требований о возврате средств в адрес подрядчика или виновных лиц, осуществления претензионно-исковой работы с указанными лицами, и перечисления суммы неправомерно израсходованных средств фонда, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилого фонда, в Минстрой Хакасии.

За неисполнение этого предписания от 07.09.2021 по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию глава Белоярского сельсовета ФИО был привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ обжалуемым постановлением.

При этом основанием для привлечения ФИО к административной ответственности в соответствии с указанным выше постановлением врио заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 2 ноября 2021 являлись неисполнение представления должностного лица, выданного 26.05.2021, со сроком исполнения до 1 сентября 2021 года, а по настоящему делу было не исполнено законно выданное должностным лицом органа, осуществляющего государственный финансовый контроль, предписание от 07.09.2021 со сроком исполнения до 01.12.2021 и событие административного правонарушения имело место 2 декабря 2021 года.

Возложение представлением № 80-11- 71/18-07-56 от 26.05.2021 и предписанием № 5 от 07.09.2021 на юридическое лицо обязанностей совершить одни и те же действия не свидетельствует о том, что должностное лицо дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же деяние, так как объективная сторона правонарушений различна, каждое правонарушение было окончено с момента наступления срока, предусмотренного для исполнения предписания (представления), а их неисполнение образуют самостоятельные составы административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, установленный ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ принцип административного наказания - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, по настоящему делу не нарушен.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения и направлены на иное толкование норм права, что само по себе не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение дела судом произведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, с соблюдением всех принципов судопроизводства, оснований для отмены или изменения судебного решения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 16 мая 2022 года, по настоящему делу в отношении главы Белоярского сельсовета ФИО оставить без изменения, жалобу защитника Коноваловой С.А. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай