ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-152/2022 от 23.06.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Бубличенко Е.Ю.

Дело № 7р-152/2022

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Тырыгина А.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 мая 2022 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 11 апреля 2022 года о привлечении Семенова А.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 11 апреля 2022 года Семенов А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в размере 7000 руб.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 апреля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, защитник Тырыгин А.А. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда и постановление отменить, производство по делу прекратить. Приводя положения абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" и Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 539 "О приостановлении действия пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, и о внесении изменения в пункт 4 указанного постановления, указывает на приостановление обязанности, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, до 01.03.2024. Поскольку автобус ПАЗ 32054 относится к категории транспортного средства М3, полагает, что в деянии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.

Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, административным правонарушением признается выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закона о безопасности дорожного движения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Порядок утвержден приказом Минтранса России от 26.10.2020 № 438 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами". Согласно п. 2 указанного Порядка, он применяется к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств, а также физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение № 2 к приказу) (далее - Приказ об утверждении требований к тахографам).

В соответствии с данным приказом (приложение № 2) оснащению тахографами подлежат, в том числе транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения.

Требование о необходимости оснащения тахографами помимо прочего транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении также содержится в постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий".

В приложении № 3 к Приказу об утверждении требований к тахографам отражены правила использования тахографов, установленных на транспортные средства, в п. 3 которого указано, что владельцы транспортных средств среди прочего должны обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа; обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера); обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских.

Выводы суда о том, что Семенов А.А. выпустил на линию по перевозке пассажиров автобус ПАЗ 32054 государственный регистрационный знак У303КВ/19 без карты водителя в техническом средстве контроля режима труда и отдыха водителя «тахографе» основаны на совокупности исследованных доказательств.

К числу таких доказательств суд отнес протокол об административном правонарушении от 11.04.2021, фиксирующий, что 17.03.2022 в 06-45 час. по адресу: , Семенов А.А., являясь лицом ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, осуществил выпуск на линию по перевозке пассажиров автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак , подлежащего оснащению тахографом, под управлением ФИО6 без карты водителя в техническом средстве контроля режимов труда и отдыха водителей – тахографа, в нарушение положений ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, приложения № 3 приказа Минтранса РФ № 440 от 28.10.2020 (л.д. 16), рапорт государственного инспектора ГИБДД УМВД России по г. Абакану от 17.03.2022 (л.д. 19), объяснения водителя ФИО6 (л.д. 21), объяснения Семенова А.А. от 11.04.2022 (л.д. 19).

Изложенные в протоколе обстоятельства подтверждаются представленными защитником лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ИП ФИО7 на выполнение перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства, картой маршрута регулярных перевозок серии , договором аренды транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между собственником указанного выше автобуса Семеновым А.А. и индивидуальными предпринимателем ФИО7, выпиской из ЕГРИП в отношении ФИО7, ПТС серии , подтверждающим принадлежность автобуса ПАЗ 32054 Семенову А.А., свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок .

Кроме того, фактические обстоятельства дела Семеновым А.А. не оспаривались в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Должностное положение Семенова А.А. подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (л.д. 26).

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции аргументировал свои выводы о том, что должностное лицо законно и обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.

Между тем, в настоящее время имеются основания для отмены решения суда и постановления органа административной юрисдикции.

В силу положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Как было сказано выше, обязанность по оснащению тахографами транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении установлена пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий", вступившим в силу с 01.01.2022 (п. 2 указанного Постановления).

Между тем, постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 539 действие указанного пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, приостановлено до 1 марта 2024 года.

Таким образом в настоящее время обязанность оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, отсутствует.

При этом, согласно пп. 1.1 приложения № 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств N ТР ТС 018/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, к транспортным средствам категории M2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т, к категории M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Как следует из карточки учета транспортного средства, автобус ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак У303КВ/19, имеет разрешенную массу 7735 кг. Соответственно указанное транспортное средство относится к категории транспортного средства М3.

Таким образом, поскольку действующим в настоящее время законом приостановлено действие нормативно-правового акта, обязывающего оснащать тахографами транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, указанное положение закона имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.

Сведения об исполнении постановления заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 11.04.2022 года в материалах дела отсутствуют, и не сообщены представителем органа административной юрисдикции после получения жалобы защитника с указанными доводами.

Положениями ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, к числу которых отнесены признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (п. 5 ч.1), иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности (п. 9 ч.1). Приведенные положения закона и положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, являющиеся взаимосвязанными, конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу и распространяется на лиц, которое совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 11 апреля 2022 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении Семенова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, подлежат отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 9 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 11 апреля 2022 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении Семенова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай