ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-152/2023 от 27.09.2023 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Туревич К.А.

Дело № 7р-152/2023

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Мин Те Хо А.В. на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 24 августа 2023 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (далее – УФССП по РХ) от 16 июня 2023 года о привлечении главы администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия Мин Те Хо Александра Владимировича к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Огласив жалобу, заслушав защитника Коновалову С.А., поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Мин Те Хо А.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 24.08.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, Мин Те Хо А.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Считает, что имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным, поскольку к установленному в требовании судебного пристава-исполнителя сроку в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещена информация по трем муниципальным контрактам и одному договору, и лишь по одному договору с ПАО «Россети Сибирь» информация размещена после вынесения постановления по данному делу. Обращает внимание на то, что информация об исполнении договора энергоснабжения с ПАО «Россети Сибирь» размещена в ЕИС после установленного срока по независящим от администрации Белоярского сельсовета причинам, в связи с неоднократным отклонением административным органом представленных документов.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Закона об исполнительном производстве.

Частью 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела постановлением заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 16.06.2023 глава администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Мин Те Хо А.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, объективная сторона которого выражалась в неисполнении требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 28.04.2023, которым в срок до 14:00 час. 19.05.2023 на администрацию Белоярского сельсовета возложена обязанность разместить в ЕИС информацию, подтверждающую завершение (прекращение) исполнения следующих муниципальных контрактов, устранив несоответствия, указанные в протоколах выявленных несоответствий: муниципального контракта № 33 от 12.03.2021, заключенного с МУП «Благоустройство и озеленение» на выполнение работ по содержанию улиц и благоустройству мест общего пользования территории МО Белоярский сельсовет; муниципального контракта № 82 от 28.06.2021, заключенного с ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ» на поставку угля; договора энергоснабжения № 79020 от 12.02.2021, заключенного с ПАО «Россети Сибирь»; договора № 74-Г/21 от 11.05.2021, заключенного с АУ РХ «Государственная экспертиза Республики Хакасия» на проведение госэкспертизы проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги местного значения переулок Первомайский с. Белый Яр»; муниципального контракта № 124 от 06.09.2021, заключенного с ООО «Абсолют+» на поставку конвективной части котла КВ-ТС-10-150 для нужд котельной № 5 с. Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия.

Проверяя законность и обоснованность привлечения должностного лица к административной ответственности, суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, в том числе:

- решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 11.05.2022 по делу № 2-230/2022, вступившее в законную силу 15.06.2022, которым на администрацию Белоярского сельсовета Алтайского района РХ возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить в Единой информационной системе в сфере закупок информацию, подтверждающую завершение (прекращение) исполнения следующих муниципальных контрактов, устранив несоответствия, указанные в протоколах выявленных несоответствий: муниципальный контракт № 33 от 12.03.2021, заключенный с МУП «Благоустройство и озеленение» на выполнение работ по содержанию улиц и благоустройству мест общего пользования территории МО Белоярский сельсовет; муниципальный контракт № 82 от 28.06.2021, заключенный с ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ» на поставку угля; договор энергоснабжения № 79020 от 12.02.2021, заключенный с ПАО «Россети Сибирь»; договор № 74-Г/21 от 11.05.2021, заключенный с АУ РХ «Государственная экспертиза Республики Хакасия» на проведение госэкспертизы проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги местного значения переулок Первомайский с. Белый Яр»; муниципальный контракт № 124 от 06.09.2021, заключенный с ООО «Абсолют+» на поставку конвективной части котла КВ-ТС-10-150 для нужд котельной № 5 с. Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия (л.д. 26-27);

- постановление от 03.04.2023 о взыскании исполнительского сбора с администрации Белоярского сельсовета в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 28).

- требование судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 28.04.2023, которым администрации Белоярского сельсовета установлен срок до 14:00 час. 19.05.2023 для исполнения требования исполнительного документа и предоставления информации (л.д. 29-30).

- объяснения должностного лица об исполнении решения суда в части и определение судьи Алтайского районного суда от 31.05.2023, которым администрация Белоярского сельсовета освобождена от взыскания исполнительского сбора в том числе в связи с тем, что представлены доказательства размещения в ЕИС информации, подтверждающей завершение исполнения муниципальных контрактов, указанных в решении суда от 11.05.2022, за исключением сведений в отношении договора электроснабжения от 12.02.2021 № 79020, заключенного с ПАО «Россети Сибирь» (л.д. 4-7).

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения главы администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия Мин Те Хо А.В. к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

В тоже время, приходя к указанному выводу, суд первой инстанции не учел следующее требования закона.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из требований ст. 1.6, 29.10, 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

При рассмотрении данного дела вышеприведенные требования закона не соблюдены, постановление по делу, решение суда не отвечает требованиям законности и обоснованности.

Как следует из материалов дела приведенные в постановлении по делу фактические обстоятельства о неисполнении требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 28.04.2023, которым возложена обязанность разместить в ЕИС информацию, подтверждающую завершение (прекращение) исполнения муниципальных контрактов, устранив несоответствия, указанные в протоколах выявленных несоответствий в части: муниципального контракта № 33 от 12.03.2021, заключенного с МУП «Благоустройство и озеленение» на выполнение работ по содержанию улиц и благоустройству мест общего пользования территории МО Белоярский сельсовет; муниципального контракта № 82 от 28.06.2021, заключенного с ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ» на поставку угля; договора № 74-Г/21 от 11.05.2021, заключенного с АУ РХ «Государственная экспертиза Республики Хакасия» на проведение госэкспертизы проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги местного значения переулок Первомайский с. Белый Яр»; муниципального контракта № 124 от 06.09.2021, заключенный с ООО «Абсолют+» на поставку конвективной части котла КВ-ТС-10-150 для нужд котельной № 5 с. Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия какими- либо данными не подтверждены.

Напротив, из имеющихся в материалах дела объяснений должностного лица следует, что сведения относительно указанных муниципальных контрактов размещены в ЕИС своевременно, что подтверждается и определением судьи Алтайского районного суда от 31.05.2023, которым администрация Белоярского сельсовета освобождена от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, в ходе производства по делу органом административной юрисдикции юридически значимые обстоятельства в полной мере не выяснены, а приведенное в постановлении по делу описание события административного правонарушения противоречит фактическим данным.

Как следует из текста решения суда, оно содержит противоречивые выводы относительно установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, относящихся к событию административного правонарушения.

Так, установив в ходе судебного разбирательства исполнение требований судебного пристава исполнителя в установленный срок в большей части (относительно размещения в ЕИС сведений о 4 контрактах), и неисполнение требований судебного пристава-исполнителя о размещении в ЕИС информации, подтверждающей завершение (прекращение) исполнения договора энергоснабжения № 79020 от 12.02.2021, заключенного с ПАО «Россети Сибирь», суд первой инстанции тем не менее постановление по делу посчитал полностью обоснованным и не исключил из события административного правонарушения указание на совершение правонарушения способом неисполнения требований судебного пристава-исполнителя путем неразмещения соответствующей информации в ЕИС в отношении приведенных контрактов.

Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса на правильности применения закона и на справедливость назначенного наказания.

Как следует из материалов дела, определением судьи Алтайского районного суда от 31.05.2023 администрация Белоярского сельсовета освобождена от взыскания исполнительского сбора в связи с тем, что представлены доказательства размещения в ЕИС информации по четырем из пяти муниципальных контрактов и договоров, указанным в решении суда от 11.05.2022, за исключением сведений в отношении договора электроснабжения от 12.02.2021 № 79020, заключенного с ПАО «Россети Сибирь» (л.д. 4-7).

Согласно представленным сведениям из реестра контрактов в ЕИС размещена информация по четырем из пяти муниципальным контрактам и договорам, указанным в решении суда от 11.05.2022: по муниципальному контракту № 33 от 12.03.2021, заключенному с МУП «Благоустройство и озеленение» (номер реестровой записи – 31904004674 21 000010) - 11.05.2023; по муниципальному контракту № 82 от 28.06.2021, заключенному с ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ» (номер реестровой записи – 31904004674 21 000015) - 08.09.2022; по муниципальному контракту № 124 от 06.09.2021, заключенному с ООО «Абсолют+» (номер реестровой записи – 31904004674 21 000024) - 19.08.2022; по договору № 74-Г/21 от 11.05.2021, заключенному с АУ РХ «Государственная экспертиза Республики Хакасия» (номер реестровой записи – 31904004674 21 000022) - 07.03.2023.

Таким образом, поскольку к моменту установленного в требовании судебного пристава-исполнителя срока - 14:00 час. 19.05.2023 для исполнения требования исполнительного документа и на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении 16.06.2023 в ЕИС была размещена информация по четырем из пяти муниципальным контрактам и договорам, указанным в решении суда от 11.05.2022, и информация об этом была доведена до сведений судебного пристава-исполнителя, из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 16.06.2023 и решения суда от 24.08.2023 подлежит исключению указание на неисполнение требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 28.04.2023 в части неразмещения в ЕИС информации по указанным в решении суда от 11.05.2022 муниципальным контрактам и договорам: по муниципальному контракту № 33 от 12.03.2021, заключенному с МУП «Благоустройство и озеленение»; по муниципальному контракту № 82 от 28.06.2021, заключенному с ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ»; по муниципальному контракту № 124 от 06.09.2021, заключенному с ООО «Абсолют+»; по договору № 74-Г/21 от 11.05.2021, заключенному с АУ РХ «Государственная экспертиза Республики Хакасия».

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, с размером причиненного вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Как следует из материалов данного дела, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, состояла в неисполнении требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 28.04.2023, которым в срок до 14:00 час. 19.05.2023 на администрацию Белоярского сельсовета возложена обязанность разместить в ЕИС информацию, подтверждающую завершение (прекращение) исполнения договора энергоснабжения № 79020 от 12.02.2021, заключенного с ПАО «Россети Сибирь».

Согласно сведениям из реестра контрактов в ЕИС информация об исполнении договора энергоснабжения № 79020 от 12.02.2021, заключенного с ПАО «Россети Сибирь», создана 18.08.2021 под номером 31904004674 21 000016, затем данная информация неоднократно изменялась, в том числе в мае 2023 года направлялась на контроль, который не проходила и удалялась, и 18.07.2023 информация об исполнении договора переведена в статус «исполнение завершено».

При таких обстоятельствах, учитывая, что администрацией Белоярского сельского совета в мае 2023 года предпринимались неоднократные меры по размещению соответствующей информации, однако контролируемая информация не соответствовала требованиям, в настоящее время соответствующая информация размещена, исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, конкретных обстоятельств дела, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что имевшее место правонарушение не представляло существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений, так как в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, составлением протокола об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного дела достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, применение меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения.

Учитывая указанное, в данном случае имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым постановление административного органа и решение суда первой инстанции отменить, освободив Мин Те Хо А.В. от административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с объявлением ему устного замечания, производство по делу прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия от 16 июня 2023 года, решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 24 августа 2023 года по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении главы администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия Мин Те Хо Александра Владимировича отменить.

Исключить из постановления по делу об административном правонарушении от 16 июня 2023 года и решения Алтайского районного суда Республики Хакасия от 24 августа 2023 года указание на неисполнение требования судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ от 28 апреля 2023 года в установленный срок до 14-00 час. 19.05.2023 в части неразмещения в ЕИС информации по указанным в решении Алтайского районного суда от 11 мая 2022 года муниципальным контрактам и договорам: по муниципальному контракту № 33 от 12.03.2021, заключенному с МУП «Благоустройство и озеленение»; по муниципальному контракту № 82 от 28.06.2021, заключенному с ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ»; по муниципальному контракту № 124 от 06.09.2021, заключенному с ООО «Абсолют+»; по договору № 74-Г/21 от 11.05.2021, заключенному с АУ РХ «Государственная экспертиза Республики Хакасия».

Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - ввиду малозначительности административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ Мин Те Хо Александра Владимировича от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай