ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-154/20 от 04.06.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Арджанова Э.Ш. Дело № 7р-154/2020

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 4 июня 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулин А.Д.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Ш. И.В. на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Великопольское сельское поселение» ФИО1, <...> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Ш. И.В. <№> от 27 марта 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2020 года постановление должностного лица административного органа отменено, дело направлено на рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, должностное лицо, вынесшее постановление, просит решение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав объяснения должностных лиц административного органа Ш. И.В., К. И.В., поддержавших доводы жалобы, ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав административный материал, материалы дела <№> по жалобе ФИО1 в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки администрации муниципального образования «Великопольское сельское поселение», проведенной с целью осуществления мероприятия по контролю выполнения пункта 1 предписания Приволжского управления Ростехнадзора от 29 ноября 2019 года <№>, обнаружено, что в установленный срок указанное предписание администрацией муниципального образования «Великопольское сельское поселение» не выполнено.

По результатам проверки 24 марта 2020 года государственным инспектором Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора в отношении главы администрации муниципального образования «Великопольское сельское поселение» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесено указанное выше постановление <№> от 27 марта 2020 года.

Частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.

Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл, судья, сославшись на положения абзаца второго части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указал, что санкция части 11 статьи 19.5 настоящего Кодекса, предусматривающая возможность назначения наказания в виде дисквалификации лица, замещающего должность муниципальной службы, предполагает рассмотрение данного дела судьей районного суда. Исходя из изложенного, судья районного суда счел постановление должностного лица вынесенным с нарушением правил подведомственности.

В соответствии с частью 1 статьи 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 11 статьи 19.5 названного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.

В части 2 статьи 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены должностные лица, которые вправе от имени этого органа рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 11 статьи 19.5 названного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 11 статьи 19.5 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Санкцией части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц установлена ответственность в виде административного штрафа или дисквалификации.

В силу абзаца второго части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «в» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

По смыслу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.

Положение абзаца второго части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.

Исходя из приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, изложенных в названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, должностные лица органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами.

При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания в виде дисвалификации, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.

Таким образом, правила подведомственности при рассмотрении дела должностным лицом административного органа не нарушены. Вывод судьи районного суда о том, что рассмотрение данного дела не относится к подведомственности должностного лица административного органа, является неправильным.

При таких обстоятельствах решение судьи районного суда подлежит отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.

Судья А.Д. Халиулин