ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1583/2022 от 05.10.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Горбачева Е.В. Дело № 7р-1583/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «5» октября 2022 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Филимонова Н.Н. на решение судьи Новосёловского районного суда Красноярского края от 5 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Администрации Новосёловского района Красноярского края,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» № 584/08-2022 от 30 июня 2022 г. Администрация Новосёловского района Красноярского края привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно постановлению, Администрацией Новосёловского района Красноярского края в нарушение пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614, после определяемого приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 5 апреля 2022 г. № 86-785-од с 6 апреля 2022 г. началом пожароопасного сезона схода снежного покрова не были осуществлены мероприятия по отделению находящегося в собственности муниципального образования Новосёловский район Красноярского края земельного участка с кадастровым номером 24:29:0702002, прилегающего к землям государственного лесного фонда в квартале № 10, выделы № 16, 17 Степного участкового лесничества, от леса минерализованной полосой и возведению других противопожарных барьеров, а также по очистке этого участка на полосе шириной не менее 10 метров от леса от сухой травянистой растительности, что привело к беспрепятственном переходу огня с земельного участка в лесной фонд и было выявлено 11 апреля 2022 г.

Решением судьи Новосёловского районного суда Красноярского края от 5 сентября 2022 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба законного представителя Филимонова Н.Н. на это постановление – без удовлетворения.

В поданной в краевой суд жалобе глава Новосёловского района Филимонов Н.Н. просит вынесенные в отношении Администрации постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по жалобе на него отменить, производство по делу прекратить, повторяя доводы поданной в районный суд жалобы о том, что материалами дела не опровергнута информация о том, что земельный участок, граничащий с лесным участком, находится в общей долевой собственности, о неправильном указании в протоколе об административном правонарушении места совершения в форме бездействия административного правонарушения, каковым является место нахождения Администрации Новосёловского района.

В судебном заседании защитник Азанов О.П. на удовлетворении жалобы настаивал.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 5 апреля 2022 г. № 86-758-од, вступившим в законную силу через 10 дней после его официального опубликования 6 апреля 2022 г. на официальном портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krsktate.ru) и подлежащего применению к правоотношениям, возникшим с 6 апреля 2022 года, определено начало пожароопасного сезона в 2022 году на территории в том числе Новосёловского района с 6 апреля 2022 года.

Неисполнение Администрацией Новосёловского района Красноярского края требований пожарной безопасности в лесах, совершении тем самым административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждаются представленными в дело доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13 мая 2022 г. № 2 (л.д.35-39); актом о лесном пожаре № 2 от 12 апреля 2022 г. (л.д.99-101); схемой лесного пожара № 2, произошедшего 11 апреля 2022 г. (л.д.83, 103); актом натурного осмотра лесного участка от 11 апреля 2022 г. № 2 (л.д.87-88); схемой к акту натурного осмотра лесного участка от 11 апреля 2022 г. №2 (л.д.89); фототаблицей к акту натурного осмотра лесного участка от 11 апреля 2022 г. №2 (л.д.90-98); показаниями свидетелей Пенкина В.Н. (л.д.110-111), Чиркунова А.Г. (л.д.108-109), Калашникова А.Г. (л.д.106-107).

Представленные доказательства исследованы и оценены должностным лицом, вынесшим постановление, и судьёй районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, обоснованно признаны достаточными для вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данные о наличии обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению Администрацией Новосёловского района Красноярского края требований пожарной безопасности, в материалах дела отсутствуют и при настоящем рассмотрении дела суду не представлены.

Вопреки доводам жалобы, объективных данных о нахождении земельного участка, неисполнение предусмотренных пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах по очистке которого от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от границ леса, отделению противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером послужило основанием привлечения Администрации Новосёловского района к административной ответственности по настоящему делу, в частной собственности, в материалы дела не представлено. Не представлено таких доказательств и при настоящем рассмотрении дела.

Отнесение указанного земельного участка к землям, из которых собственники земельных долей (паёв) приобрели право на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство (Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»), само по себе до выделения земельного участка в натуре и установления его границ не влечёт переход указанного в постановлении земельного участка из категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, поскольку возникновение права частной собственности предполагает обязательное установление конкретного собственника.

Между тем, согласно данным публичной кадастровой карты, расположенный на межселенной территории Новосёловского района земельный участок, на котором не исполнена предусмотренная Правилами пожарной безопасности в лесах обязанность, не отнесён к сформированным земельным участкам с установленными границами, что также усматривается из содержания уведомления Росрестра (л.д.85), сведения о правах на него в установленном порядке в кадастровый учёт не внесены. При этом сведениями о предоставлении земельных участков, в том числе собственникам земельных долей (паев) из числа работников государственного сельскохозяйственного предприятия, вследствие приватизации которого было образовано ЗАО «Новосёловское», до формирования земельного кадастра должна обладать сама Администрация Новосёловского района, которая соответствующий сведений не представила.

Поэтому рассмотревшее дело должностное лицо и судья районного суда обоснованно исходили из того, что выполнение предусмотренной Правилами пожарной безопасности в лесах обязанности на указанном в постановлении земельном участке возлагается на Администрацию Новосёловского района, которая в силу предусмотренного абзацами первым и четвёртым пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» общего правила как орган местного самоуправления муниципального района наделена полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных в том числе на межселенных территориях муниципального района, то есть правом распоряжения такими земельными участками.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица, вынесшего постановление, и судьи районного суда о нарушении Администрацией Новосёловского района Красноярского края правил пожарной безопасности в лесах являются обоснованными, а квалификация содеянного ею по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ верной.

Наказание в виде административного штрафа назначено Администрации Новосёловского района в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу не допущено.

Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

В соответствии с разъяснением, приведённым в абзаце 3 подпункта «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, её пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении места совершения административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, в случае бездействия юридического лица, не исполнившего установленную правовым актом обязанность, местом совершения административного правонарушения следует считать место нахождения юридического лица.

Вопреки доводам жалобы в составленном в отношении Администрации Новосёловского района протоколе об административном правонарушении указано место совершения ею правонарушения, каковым с учётом его совершения в форме бездействия в виде неисполнения установленной правовым актом судебного пристава-исполнителя обязанности является место нахождения указанной Администрации в с. Новосёлово.

Указание в этом протоколе местом совершения правонарушения земельного участка, на котором не была выполнена предусмотренная Правилами пожарной безопасности в лесах обязанность, как не воспрепятствовавшее всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, в том числе не повлекшее рассмотрение такого дела с нарушением территориальной подсудности, существенным недостатком протокола об административном правонарушении признано быть не может.

Указания на обстоятельства, ставящие под сомнение обоснованность содержащихся в решении судьи выводов, поданная в краевой суд жалоба не содержит, наличие таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» № 584/08-2022 от 30 июня 2022 г. и решение судьи Новосёловского районного суда Красноярского края от 5 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Администрации Новосёловского района Красноярского края оставить без изменения, а жалобу её законного представителя Филимонова Н.Н. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.