ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-163/2021 от 18.05.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Марков Е.А.

Дело № 7р-163/2021

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Хитруна К.В. на решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 29 марта 2021 года, которым изменено постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30 ноября 2020 года № АВЗНТ-442-162-20 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Хакасия» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Енисейское управление Росприроднадзора) от 30 ноября 2020 года № АВЗНТ-442-162-20 общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Хакасия» (далее – ООО «Артель старателей Хакасия») привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 29 марта 2021 года указанное постановление изменено, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа снижен до 200 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, защитник Хитрун К.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора Енисейского управления Роприроднадзора и решение суда отменить. Ссылаясь на положения статей 1, 12, 13 Земельного кодекса РФ, понятие «нарушенные земли» (земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду), приведенное в ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", полагает, что земельный участок, в период производства работ, связанных с пользованием недрами, утрачивает первоначальную ценность, и не может быть предметом охраны по смыслу, содержащемуся в ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Считает, что в действиях ООО «Артель старателей Хакасия» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поскольку отсутствует объект посягательства, а наличие навала отходов производства может свидетельствовать лишь о нарушениях допущенных при обращении с отходами производства.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Частью 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрены обязанности пользователя недр, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (п. 1); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (п. 7); приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (п. 8).

Выводы суда первой инстанции о нарушении ООО «Артель старателей Хакасия» приведенных положений Земельного кодекса РФ, что выразилось в непроведении мероприятий по защите земель в ходе разведки и добычи полезных ископаемых (песок золотоносный) на участке недр, расположенном в Ширинском районе Республики Хакасия месторождение р. Тюхтерек в 65 км. к юго-западу от п. Шира и в 10 км юго-западнее р. Беренжак, в необеспечении охраны земель и в нахождении на данных земельных участках не защищенных от воздействия атмосферных осадков отходов производства и потребления обоснованы совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

Мотивируя свои выводы, суд первой инстанции обоснованно сослался на акт внеплановой выездной проверки № АВЗНТ-442-в от 07.10.2020, проведенной на основании распоряжений Енисейского управления Росприроднадзора от 07.09.2020 и 02.10.2020 (л.д. 54-95), из которого следует, что Управлением по недропользованию по РХ 02.02.2011 выдана ООО «Артель старателей Хакасия» лицензия на пользование недрами АБН 00555 БЭ для геологического изучения и добычи россыпного золота в долинах рек Тюхтерек и Большая Покровка на участке недр, расположенном в 65 км юго-западнее с. Шира в Ширинском районе Республики Хакасия, участок недр имеет статус горного отвода на срок по сентябрь 2016 года (л.д. 122-123). Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в лице начальника отдела геологии и лицензирования по РХ 03.08.2016 внесены изменения к лицензии АБН 00555 БЭ с указанием участка расположения недр в МО Ширинский район Республики Хакасия, описание границ участка недр приведено в приложении № 3 и № 6, участок недр имеет статус геологического и горного отводов, дата окончания действия лицензии 31.12.2023 (л.д. 137). Для осуществления деятельности по добыче россыпного золота на участке Тюхтерек ООО «Артель старателей Хакасия» на правах аренды осуществляет использование, в том числе земельного участка с кадастровым номером 19:11:050409:57 из состава земель лесного фонда площадью 42,3 га, расположенный: Республика Хакасия, Ширинский район, кв. кв. 65 (ч.ч. выд. 25,29,31,32), 83 (ч. выд. 22) Беренжакского участкового лесничества Туимского лесничества, представленный Обществу в аренду Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия по договору аренды лесного участка от 12.08.2016 № 683. Срок действия договора аренды установлен по 31.12.2023. Обследованием 29.09.2020 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 19:11:050409:57, в точке с координатами 54°04/05,7// с.ш. 89°20/07,6// в.д. расположен навал отходов производства и потребления, представленный ломом черных и цветных металлов. Площадка, на которой установлен навал отходов, не защищена от воздействия атмосферных осадков, гидроизоляционное покрытие отсутствует, обваловки по периметру не имеется. На указанном земельном участке в точке с координатами 54°04/04,6// с.ш. 89°20/09,2/ также установлен слив отработанных нефтепродуктов (отработанные масла и отработанное дизельное топливо), участок поверхности имеет характерный черный цвет и специфический запах нефтепродуктов. На расстоянии 20-25 метров от места розлива нефтепродуктов на поверхности земельного участка установлено наличие значительного количества отработанных масляных и топлив фильтров двигателей внутреннего сгорания различных типоразмеров (координаты 54°04/04,3"/ с 89°20/07,7// в.д.). Площадка, на которой установлен навал данных отходов, не защищена от воздействия атмосферных осадков, гидроизоляционное покрытие отсутствует, обваловки по периметру не имеется. Таким образом, ООО «Артель старателей Хакасия» при разработке месторождения не обеспечило охрану в нарушение статей 13, 42 Земельного Кодекса РФ. Допущенные ООО «Артель старателей Хакасия» нарушения на земельном участке с кадастровым номером 19:11:050409:57 отражены в фототаблице, приложенной к акту (фото 30-2, 30-3, 31-1, 31-2, 32-1, 32-2) (л.д. 101-102).

Суд первой инстанции обоснованно придал акту плановой выездной проверки доказательственное значение, поскольку проверка проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Изложенные в акте обстоятельства не оспаривались и юридическим лицом.

Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, оценив эти доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами суда первой инстанции не усматривается.

Доводы жалобы защитника об отсутствии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, поскольку земельный участок, в период производства работ, связанных с пользованием недрами, утрачивает первоначальную ценность, и не может быть предметом охраны по смыслу, содержащемуся в ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ проверялся судом первой инстанции и мотивированно опровергнут.

Суд первой инстанции верно учел, что нарушения были допущены не в границах горного отвода, а в границах геологического отвода, который в силу ч. 5 ст. 7 Закона РФ « О недрах» является участком недр, представляемым в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр, а в силу требований ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в частности, от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления, не допускать загрязнение, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Из материалов данного дела следовало, что на земельных участках был расположен без защиты от атмосферных осадков и без гидроизоляции навал отходов производства и потребления, в виде лома черных и цветных металлов, отработанных масляных и внутренних фильтров двигателей внутреннего сгорания, установлен слив отработанных нефтепродуктов.

При таких обстоятельствах, возможное нарушение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, на что ссылается защитник, не свидетельствует об отсутствии в деянии юридического лица состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном случае юридическим лицом не выполнены требования и обязательные мероприятия по защите земель от негативного воздействия на окружающую среду, совершено деяние ухудшающее качественное состояние земель при использовании земельного участка из состава лесного фонда при геологическом изучении и добыче рассыпного золота, несмотря на имеющуюся возможность соблюдения требований закона, в связи с чем выводы суда о законности и обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ сомнений не вызывают.

Собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы, не содержащие правовых аргументов и направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств, что само по себе не свидетельствует о том, что жалоба рассмотрена с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ.

Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, оснований для отмены либо изменения судебного акта не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 29 марта 2021 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Хакасия» оставить без изменения, жалобу защитника Хитруна К.В. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай