ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-170/2021 от 20.05.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Кулешевская А.В.

Дело № 7р-170/2021

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Двигуна П.С. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 4 февраля 2021 года, которым изменено постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС) № 019/04/19.8.1-262/2020 от 8 июля 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия ФИО1.

Огласив жалобу, заслушав защитника Двигуна П.С., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Сергееву М.Д., полагавшую решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя УФАС по РХ № 019/04/19.8.1-262/2020 от 8 июля 2020 года председатель Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

Решением Абаканского городского суда от 4 февраля 2021 года постановление административного органа изменено, из постановления исключено указание на наличие по делу потерпевших – АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания», ООО «Жилищно-коммунальный комплекс», МБУ «Доркоммунхоз» администрации Солнечного сельсовета, МУП «Аскизтеплоснаб» Администрации Аскизского сельсовета, ООО «Абаза-Энерго», ООО «Аскизские тепловые сети», МКП «Жилищно-коммунальное хозяйство Усть-абаканского района», МУП ЖКХ «Железнодорожник», МУП «Сорская городская котельная», ООО «Теплоресурс», ООО УК «Наш Дом», МУП «Бельтирская теплоснабжающая компания», ООО «Хакасградстрой».

Не согласившись с решением суда, защитник Двигун П.С. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление административного органа и решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Указывая на то, что объектом посягательства по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ является установленный законом порядок управления, полагает, что применению подлежит общий срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ - 2 месяца. Считает, что поскольку в данном случае обязанность, предусмотренная Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570, не была исполнена регулирующим органом к определенному сроку (не позднее 22.12.2019 для приказов от 17.12.2019 №№ 60-Т и 61-Т и не позднее 23.12.2019 для приказов от 18.12.2019 №№ 65-Т-67-Т), то срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента наступления указанного срока и истекает через два месяца и производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При этом ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2020 по делу № 301-ЭС19-25453 и Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, разрешающие вопрос о сроке давности при привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении),тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежатгосударственному регулированию.

Органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия; порядок раскрытия информации органами регулирования устанавливается стандартами раскрытия информации (п.п. 9, 10 ст. 7 Закона о теплоснабжении).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 года № 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее - Стандарты), в соответствии с подп. «г» п. 43 которых органом тарифного регулирования подлежит раскрытию информация о принятии решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принимаемого в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».

Пунктом 5 Стандартов установлено, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) информация раскрывается путем опубликования на его официальном сайте в сети «Интернет» посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов, а также в случае, указанном в абзаце первом пункта 10 настоящего документа, - путем размещения в информационно-аналитической системе и опубликования на его официальном сайте в сети «Интернет» посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов. При этом в случае, указанном в абз. 1 п. 10 настоящего документа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) информация дополнительно раскрывается в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - официальные печатные издания).

Статьей 28 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 года № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» определены следующие официальные печатные источники опубликования законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов: газеты «Хакасия», «Хабар» и бюллетень «Вестник Хакасии».

Пунктом 45 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что информация, указанная в подп. «г» п. 43, раскрывается органом тарифного регулирования в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.

Выводы суда первой инстанции о нарушении председателем Госкомтарифэнерго Хакасии ФИО1 сроков опубликования обязательных сведений, установленных стандартами раскрытия информации, что выразилось в нарушении 5-дневного срока раскрытия информации о принятых тарифных решениях от 17.12.2019 № № 60-Т и 61-Т, от 18.12.2019 № № 65-Т, 66-Т, 67-Т об утверждении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, обязательных к опубликованию не позднее соответственно 22.12.2019 и 23.12.2019, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

К таким доказательствам суд первой инстанции обоснованно отнес результаты проверки в связи с поступившим обращением директора Абаканского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания». В результате проверки установлено, что файлы, содержащие приказы от 17.12.2019 № 60-Т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития РХ от 19.12.2019 № 67-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Южно-Сибирская теплосетавая компания» на 2019-2023 годы и № 61-Т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития РХ от 19.12.2019 № 68-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2019-2023 годы» фактически размещены на сайте 16.01.2020, приказы от 18.12.2019 № 65-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «Южно-Сибирская теплосетавая компания» по объемам муниципального имущества Подсинский сельсовет на 2019-2037 годы», № 66-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (МО Подсинский сельсовет) на 2020-2022 годы», 67-Т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (МО г. Черногорск и п. Усть-Абакан) на 2020-2022 годы» размещены 14.01.2020. В официальном печатном издании – газете «Хакасия» данные приказы опубликованы 27.12.2019, выпуск № 248. Кроме того, приказ ФИО2 от 27.11.2019 № 50-Т опубликован в газете «Хакасия» № 233 от 06.12.2019, размещен на официальном сайте в сети «Интернет» 14.01.2020; приказы от 06.12.2019 года № 53-Т - 55-Т опубликованы в газете «Хакасия» № 243 от 20.12.2019 года, размещены на официальном сайте в сети «Интернет» 14.01.2020; приказ от 06.12.2019 № 57-Т опубликован в газете «Хакасия» № 248 от 27.12.2019, размещен на официальном сайте в сети «Интернет» 14.01.2020; приказы от 13.12.2019 №№ 58-Т и 59-Т опубликованы в газете «Хакасия» № 248 от 27.12.2019, размещены на официальном сайте в сети «Интернет» 14.01.2020; приказ от 18.12.2019 № 62-Т опубликован в газете «Хакасия» № 248 от 27.12.2019, размещен на официальном сайте в сети «Интернет» 14.01.2020; от 19.12.2019 года № 69-Т опубликован в газете «Хакасия» № 248 от 27.12.2019, размещен на официальном сайте в сети «Интернет» 14.01.2020 г.; приказы от 28.12.2019 №№ 71-Т - 73-Т опубликованы в газете «Хакасия» № 3 от 13.01.2020, размещены на официальном сайте в сети «Интернет» 14.01.2020

В отношении ФИО1 постановлением первого заместителя прокурора Республики Хакасия от 13.04.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 29-33).

Изложенные в постановлении обстоятельства подтверждаются обращением директора Абаканского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» (т. 1 л.д. 34, 67), приказами от 17.12.2019 № 60-Т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития РХ от 19.12.2019 № 67-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» на 2019-2023 годы», № 61-Т «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития РХ от 19.12.2019 № 68-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2019-2023 годы», приказами от 18.12.2019 № 65-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для ООО «Южно-Сибирская теплосетавая компания» по объемам муниципального имущества Подсинский сельсовет на 2019-2037 годы», № 66-Т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (МО Подсинский сельсовет) на 2020-2022 годы», 67-Т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Абаканская ТЭЦ» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (МО г. Черногорск и п. Усть-Абакан) на 2020-2022 годы» (т. 1 л.д. 144 - 160), скриншотами опубликования приказов и сведениями ГАУ РХ « Центр Информатизации и новых технологий Республики Хакасия» (т. 1 л.д. 92-97).

Указанные обстоятельства о нарушении сроков опубликования обязательных сведений, установленных стандартами раскрытия информации, стороной защиты не оспаривались.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Распоряжением Председателя Правительства Республики Хакасия от 5 июля 2019 года № 160-рк ФИО1 назначен на должность председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия с 5 июля 2019 года (т. 1 л.д. 115).

Дав оценку исследованным доказательствам в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд пришел к обоснованному выводу о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей председателем Госкомтарифэнерго Хакасии ФИО1 и нарушении им приведенных выше требований законодательства, и мотивировал свои выводы о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ. Оснований не согласиться с приведенными выводами суда не усматривается.

Ссылки защитника в судебном заседании суда второй инстанции на необоснованное привлечение ФИО1 к административной ответственности, поскольку обязанность по контролю за опубликованием необходимых сведений возложена на иных лиц, не свидетельствует об отсутствии его вины в совершении приведенного правонарушения.

Так, в ходе производства по делу об административном правонарушении каких - либо документов, подтверждающих должностные полномочия иных лиц, в орган административной юрисдикции не представлено.

Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия по реализации на территории Республики Хакасия государственной политики в сфере электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Согласно п. 3.1 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2019 № 175, Госкомитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомитет полномочий.

Приведенным выше распоряжением главы Республики Хакасия ФИО1 назначен председателем Госкомтарифэнерго Хакасии.

Поскольку ФИО1, будучи наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, являлся лицом, осуществляющим функции представителя власти, именно на него были возложены обязанности обеспечения соблюдения приведенных выше сроков и организации работы Госкомтарифэнерго Хакасии таким образом, чтобы приведенные выше требования законы были соблюдены.

Доводы, содержащиеся в жалобе защитника, о том, что производство по делу подлежало прекращению ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку объектом посягательства по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ является установленный законом порядок управления, и применению подлежит общий срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ - 2 месяца, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно опровергнуты по мотивам, приведенным в решении, не согласиться с которыми оснований не усматривается.

Так, суд верно указал на то, что ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен специальный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) – 1 год, и срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, составляет 1 год.

Кроме того, изложенное согласуется с правовым подходом Конституционного Суда Российской Федерации, отраженным в Определении от 30.06.2020 № 1606-О, касающимся срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, согласно которому положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ не позволяют произвольно определять срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

Поскольку постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, суд обоснованно указал на отсутствие оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Как видно из жалобы, ее доводы направлены на переоценку доказательств, оценка которых произведена надлежащим образом. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, не допущено.

Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 4 февраля 2021 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Двигуна П.С. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай