ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-181/2014 от 08.10.2014 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

  Судья Сабирьянов Р.Я.                                      дело № 7р-181/2014

РЕШЕНИЕ

 г. Йошкар-Ола 8 октября 2014 года

 Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Соснин А.Е., при секретаре Кирилловой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ВЕКТА» Тарасова И. А., 00.00.00 года рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ...,

 УСТАНОВИЛ:

 постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 25 июня 2014 года № 88-14/46 директор общества с ограниченной ответственностью «ВЕКТА» (далее – ООО «ВЕКТА», общество) Тарасов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей. Из названного постановления следует, что Тарасов И.А., являясь должностным лицом, ответственным за текущую деятельность ООО «ВЕКТА», не обеспечил соблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Указанное, по мнению административного органа, выразилось в нарушении требований пунктов 2.2 и 16.3 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция) и пункта 6 Порядка заполнения справки о валютных операциях. Так, в графе 5 справки о валютных операциях от 5 сентября 2013 года обществу следовало указать код вида валютной операции 11200 «Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 Перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов» вместо 11100 «Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 Перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов».

 Не согласившись с данным постановлением, Тарасов И.А. обжаловал его в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

 Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2014 года жалоба Тарасова И.А. удовлетворена, постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 25 июня 2014 года № 88-14/46 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Тарасова И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

 В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл просит отменить вышеуказанное решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл. Настаивает на том, что обществом, директором которого является Тарасов И.А., нарушены установленные правила оформления справки о валютных операциях, а именно, неверно указан код валютной операции. Полагает, что в графе 5 справки о валютных операциях необходимо было указать код валютной операции - 11200, поскольку на момент оплаты товар был поставлен.

 Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл в судебное заседание не явилось, о его времени и месте извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя. В связи с этим на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Тарасова И.А., просившего решение судьи оставить без изменения, прихожу к выводу, что решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2014 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл – без удовлетворения по следующим основаниям.

 Из материалов дела следует, что ООО «ВЕКТА» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером № ..., о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. Директором общества является Тарасов И.А. (л.д.37-38).

 00.00.00 ООО «ВЕКТА» (покупатель) заключило контракт № ... (далее - контракт) с <...>, <...> (продавец) о покупке товара - <...> в количестве и в ассортименте согласно Приложению № 1 к контракту. Срок действия указанного договора был определен сторонами по 00.00.00. Общая сумма контракта в соответствии с договором и спецификацией № 1 от 00.00.00 составляет <...> долларов США.

 Отгрузка товара производится из хлопкового терминала Бухара Транс Терминал на условиях DAP граница Узбекистан-Казахстан, железнодорожная станция Каракалпакия-эксп., согласно Инкотермс 2010 в крытых вагонах направлением Российская Федерация (пункт 3.1 контракта).

 Согласно Международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» при условиях поставки DAP обязанность продавца ограничивается исключительно доставкой товара и предоставлением его в распоряжение покупателя на транспортном средстве. Это означает, что продавец не имеет обязанности по разгрузке товара с транспортного средства, разгрузку производит покупатель за свой счет.

 Датой поставки товара является дата штемпеля станции Каракалпакия-эксп. на железнодорожной накладной (пункт 4.2 контракта).

 В соответствии с пунктом 5.2 контракта покупатель в течение 10-ти банковских дней с даты получения уведомления продавца о готовности партии товара к отгрузке осуществляет 100 % предоплату на валютный счет. Пунктом 5.3 контракта допускается безотзывный документарный аккредитив.

 Филиалом уполномоченного банка - ОАО «Сбербанк России» - Отделение Марий Эл № 8614 (далее - уполномоченный банк, банк-эмитент) 00.00.00 принят на обслуживание контракт и оформленный по нему в соответствии с Инструкцией Банка России № 138-И паспорт сделки № ....

 00.00.00 по заявлению ООО «ВЕКТА» открыт аккредитив № ... на сумму <...> долларов США сроком действия до 00.00.00.

 Согласно счету-фактуре 00.00.00 № ... поставка партии товара стоимостью <...> долларов США определена на условиях DAP граница Узбекистан-Казахстан, железнодорожная станция Каракалпакия-эксп., в соответствии с которыми переход риска утраты или повреждения товара происходит в момент поставки товара.

 В соответствии с пунктом 7.5 контракта стороны составили акт отбора партии товара в количестве <...>.

 Согласно полю 46 «Календарный штемпель станции отправления» железнодорожной накладной № ... партия товара в количестве <...> отправлена 00.00.00.

 00.00.00 ООО «ВЕКТА» в уполномоченном банке осуществлен перевод денежных средств на сумму <...> долларов США при исполнении аккредитива в пользу получателя-нерезидента.

 00.00.00 таможенными органами осуществлен выпуск товара, ввезенного на территорию Российской Федерации по декларации на товары на сумму <...> долларов США.

 00.00.00 обществом представлена справка о подтверждающих документах.

 Также ООО «ВЕКТА» представило в банк-эмитент расчетный документ от 00.00.00 и справку о валютных операциях на сумму <...> долларов США от 00.00.00, в графе 5 которой указан код вида валютной операции 11100 - «Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 Перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов».

 Указанная справка о валютных операциях принята должностным лицом банка-эмитента 00.00.00, о чем свидетельствует отметка банка.

 Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушения установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

 Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

 В силу подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ ООО «ВЕКТА» участвует в валютных операциях в качестве резидента, <...>, <...>, в силу подпункта «б» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ - в качестве нерезидента.

 В соответствии с частями 1, 2 статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

 Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг Центральным банком Российской Федерации.

 В силу части 4 статьи 5 Федерального закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

 Пунктом 1.5 Инструкции установлено, что справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

 Согласно пункту 2.1 Инструкции в случае осуществления операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

 В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

 В соответствии с пунктом 16.3 Инструкции после передачи резиденту документов, предусмотренных условиями аккредитива и подтверждающих выполнение его условий, в частности перевода денежных средств в пользу нерезидента (далее - исполнение аккредитива), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был исполнен платеж по аккредитиву, представляет в банк-эмитент справку о валютных операциях с указанием в ней кода вида валютной операции, исходя из существа обязательств и вида контракта, по которому осуществляются расчеты по аккредитиву.

 В силу пункта 6 Порядка заполнения справки о валютных операциях приложения № 1 к Инструкции в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.

 В информационном письме Банка России от 21 января 2014 года № 43 «Вопросы по применению Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» указано, что в соответствии с пунктом 6 порядка заполнения справки о валютных операциях (приложение 1 к Инструкции № 138-И) при оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, при отсутствии у резидента указанных в главе 9 Инструкции № 138-И документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, в графе 5 справки о валютных операциях отражается информация исходя из осуществления авансового платежа.

 Как видно из материалов дела, общество представило в уполномоченный банк справку о валютных операциях от 00.00.00. В графе 5 справки о валютных операциях обществом указан код вида валютной операции 11100 - расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 Перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов.

 Несостоятельным является довод жалобы о том, что общество должно было указать в графе 5 справки о валютных операциях код валютной операции 11200 - «Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 Перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов», поскольку на момент осуществления платежа товар по контракту не был ввезен на территорию России. Оплата за товар произведена до его ввоза на территорию Российской Федерации.

 Так, в соответствии с разделом II «Сведения о платежах» ведомости банковского контроля 00.00.00 со счета ООО «ВЕКТА» в уполномоченном банке списаны денежные средства на сумму <...> долларов США с кодом валютной операции 11100 «Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров».

 Таможенными органами осуществлен выпуск товара, ввезенного на территорию Российской Федерации по декларации на товары № ... на сумму <...> долларов США только 00.00.00.

 Таким образом, исполнение обязательств по ввозу товара по контракту осуществлено после списания иностранной валюты со счета ООО «ВЕКТА» в пользу нерезидента - <...>, <...>. Тем самым обществом был произведен авансовый платеж по контракту. Следовательно, общество правомерно указало в графе 5 справки о валютных операциях код вида валютной операции 11100.

 Поскольку ООО «ВЕКТА» соблюдены требования пунктов 2.2 и 16.3 Инструкции и пункта 6 Порядка заполнения справки о валютных операциях, у административного органа отсутствовали законные основания для привлечения директора общества Тарасова И.А. к административной ответственности.

 При изложенных обстоятельствах решение судьи является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

 РЕШИЛ:

 решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2014 года оставить без изменения, жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл – без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

 Судья                                                   А.Е.Соснин