ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-188/20 от 05.03.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Тарарина Е.В. Дело № 7р – 188/2020

Р Е Ш Е Н И Е

05 марта 2020 года г. Красноярск, пр. Мира, 17

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Новашова В.В. на решение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 17 декабря 2019 года по делу об административных правонарушениях в отношении администрации Советского района в городе Красноярске,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Новашова В.В. №548/668/767 от 06 июня 2019 года администрация Советского района в городе Красноярске признана виновной в том, что в нарушение требований п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (далее - Правил противопожарного режима), в том числе и в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2019 г. № 177-п, не обеспечила очистку от сухой травянистой растительности и мусора участков земель, расположенных в границах Советского района г. Красноярска, государственная собственность на которые не разграничена, что привело к возникновению пожаров.

За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрации Советского района в городе Красноярске назначено наказание в виде штрафа в размере 201 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 17 декабря 2019 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях администрации Советского района в городе Красноярске состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в порядке статей 30.1-30.3, части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Новашов В.В. просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на доказанность вины администрации Советского района в городе Красноярске, поскольку её бездействие повлекло нарушения требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в рамках исполнения требований пожарной безопасности, в частности положений пункта 17.1 Правил противопожарного режима, органом местного самоуправления должна быть организована работа по регулярной уборке мусора и сухой травы на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В нарушение указанных требований администрация Советского района в городе Красноярске самоустраняется от выполнения возложенных на неё обязанностей по обеспечению очистки территории района от сухой травянистой растительности. При вынесении решения не были учтены и отражены доводы представителя Главного управления МЧС России по Красноярскому краю.

Проверив материалы дела, выслушав старшего инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Советскому району ОНД и ПР по городу Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю Матнина Е.А., поддержавшего изложенные в жалобе доводы, нахожу решение судьи законным и обоснованным.

Доводы о том, что администрация Советского района в городе Красноярске не является субъектом данного правонарушения, были предметом тщательного исследования судьи федерального суда и правомерно признаны обоснованными, в решении эти доводы изложены, проанализированы, им, а также действующим нормативным правовым актам дана надлежащая оценка.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признаётся нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи

Согласно части 2 статьи 20.4 КоАП РФ те же действия, совершённые в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Пунктом 17.1 Правил противопожарного режима, предполагаемое нарушение требований которого послужило основанием для привлечения администрации Советского района в городе Красноярске к административной ответственности, предусмотрено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Следовательно, указанным нормативным актом соответствующая обязанность возлагается на конкретную категорию субъектов - правообладателей земельных участков, к которым относятся их собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

Из представленных материалов дела следует, что участки местности, где произошли пожары: напротив жилого <адрес>, в прибрежной зоне реки <адрес> напротив здания по <адрес>; напротив здания -г по <адрес>, относятся к территориям неразграниченной государственной собственности, расположенным в пределах <адрес>.

Распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 г. №110-р утверждено Положение о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, в соответствии с пунктами 1, 25 которого именно указанный департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска.

Согласно пункту 2.1.5 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 26.11.2007 N 668, первичные меры пожарной безопасности, включающие очистку территории города от горючих отходов, мусора и сухой растительности, осуществляются на территории городского округа администрацией города Красноярска.

При этом, в Программе основных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Красноярска на 2019 – 2023 года исполнителем проведения уборки закрепленных территорий от горючего мусора, опавших листьев и сухой травы указан в первую очередь департамент городского хозяйства администрации города и лишь затем – администрации районов в городе, организации по обслуживанию жилищного фонда различных форм собственности.

В Положении об администрации района в городе Красноярске, утвержденном распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2007 г. №46-р, на пункты 2.1, 2.2.3 и 2.2.5 которого ссылается в жалобе заместитель главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Новашов В.В., отсутствуют как полномочия районной администрации по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, так и обязанность администрации района в городе Красноярске обеспечить очистку таких земельных участков от сухой травянистой растительности.

Кроме того, в качестве доказательств вины администрации Советского района в городе Красноярске в совершении правонарушения в постановлении указываются протоколы осмотров принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата>, <дата>, <дата> и фото-таблицы к ним.

При этом, в данных протоколах отсутствуют сведения об осуществлении осмотров в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, что противоречит требованиям статьи 27.8 КоАП РФ и влечет признание таких протоколов недопустимыми доказательствами.

На основании статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, представленными административным органом материалами не подтверждено, что именно администрация Советского района в городе Красноярске является правообладателем указанных в постановлении земельных участков и допустила нарушения требований пункта 17.1 Правил противопожарного режима.

Оценив совокупность собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, а так же указанные выше обстоятельства, судья районного суда обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации Советского района в городе Красноярске состава правонарушения.

Существенных нарушений процессуальных норм не допущено. Судебное разбирательство по делу проведено полно, всесторонне и объективно, решение судьи отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, мотивировано, отмене не подлежит.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Советского районного суда г. Красноярска 17 декабря 2019 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Советского района в городе Красноярске оставить без изменения, а жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Новашова В.В. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский