ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-189/19 от 11.04.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Председательствующий – Агапова Г.В. Дело № 7р- 189/2019

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 11 апреля 2019 г.

Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Аксеновой М.А. на решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Аксеновой Марины Александровны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя- начальника организационно-правового отдела службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 17 мая 2018 года заместитель руководителя Главного управления образования администрации г.Красноярска Аксенова М.А. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно постановлению Главное управление образования администрации г.Красноярска допустило завышение на 3268976,93 рублей, относительно расчетной, потребности в средствах субвенции предоставленной из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Красноярск в 2017 году на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в чем усматривается вина Аксеновой М.А. как ответственного должностного лица.

Решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 19 декабря 2018 года жалоба Аксеновой М.А. на постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд, Аксенова М.А. просит постановление и решение судьи районного суда отменить, указывает, что состав административного правонарушения в ее действиях отсутствует, ей необоснованно вменено нарушение п. 3 ч. 1 ст. 8, ст. 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 5 ст. 8 Закона Красноярского края от 26.06.2014 №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», которые не регламентируют ее должностные полномочия и полномочия или обязанности органов местного самоуправления по представлению (расходованию) межбюджетных трансферов, она обеспечила установленный Порядок предоставления и расходования субвенций, ее заявки рассматривались министерством образования Красноярского края и принимались решения о предоставлении межбюджетных трансфертов; актами Красноярского края полномочия по обеспечению условий предоставления средств субвенций, по принятию решений о их предоставлении за органами местного самоуправления не предусмотрены; письмом министерства образования края от 20 июня 2017 года № 75-7414 до руководителей муниципальных органов управления образования Красноярского края был доведен дополнительный объем средств на приобретение учебников без изменения норматива на 1 учащегося на эти нужды; поступившие бюджетные средства расходовались эффективно и в соответствии с их целевым предназначением, помимо этого, средства субвенции были направлены также и на погашение кредиторской задолженности по страховым взносам за декабрь 2016 года.

В судебном заседании Аксенова М.А. жалобу поддержала, представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Казимирская Н.П. возражала против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении Аксеновой М.А. и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными и отмене либо изменению не подлежат.

Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 8 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации среди прочего относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Как установлено пп. «а» ч.1 ст.11 Закона Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» субвенции местным бюджетам предусматриваются в составе краевого бюджета в том числе, в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В соответствии с п.6 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 8 Закона №273-ФЗ, ст. 8 Закона Красноярского края от 26.06.2014 №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» к полномочиям Правительства края в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2014 № 217-п утвержден «Порядок расчета нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края, нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) и нормативов обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края», который устанавливает процедуру расчета нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края.

В соответствии с п.2 указанного Порядка, нормативы обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края (далее - образовательные организации), рассчитываются министерством образования Красноярского края в соответствии с настоящим Порядком на очередной финансовый год до 15 октября текущего года для каждой категории обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, каждого уровня, направленности и сложности общеобразовательных программ, по каждой форме организации обучения в образовательных организациях в соответствии с территориальной принадлежностью образовательных организаций и утверждаются Правительством Красноярского края до начала финансового года.

Кроме того, Постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2014 № 217-п утвержден также «Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края».

В соответствии с данным Порядком, предоставление субвенций осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п.2). Министерство образования Красноярского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на предоставление субвенций (п.3).

Пунктом 4 Порядка предоставления и расходования субвенций установлено, что предоставление субвенций осуществляется министерством ежемесячно на основании заявки на предоставление субвенции (далее - заявка), нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) и нормативов обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края.

Заявки предоставляются в министерство уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов края в срок до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу финансирования.

Перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края осуществляется министерством в течение текущего месяца в соответствии с заявками и сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год.

Постановлением Правительства Красноярского края от 02.08.2017 №445-п утвержден «Порядок распределения средств субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, не распределенных между муниципальными образованиями Красноярского края».

В соответствии с п.4 данного Порядка предоставление субвенции осуществляется на основании нормативов реализации программ, утвержденных Постановлением № 217-п, численности обучающихся (классов, классов-комплектов) образовательных организаций. Объем субвенции рассчитывается как произведение нормативов реализации программ и численности обучающихся (классов, классов-комплектов) образовательных организаций.

Таким образом, необходимым условием получения муниципальным образованием субвенции из бюджета Красноярского края на реализацию полномочий в области образовательной деятельности, является направляемая в министерство образования Красноярского края заявка, которая должна соответствовать установленным нормативам обеспечения в расчете на одного обучающегося. Потребности в получении финансирования, отражаемые в заявке не могут нарушать данный принцип и определяться произвольно, вопреки утвержденному порядку. Соответственно и расходование выделенной субвенции должно отвечать установленным нормативам обеспечения в расчете на одного обучающегося.

Законом Красноярского края от 08.12.2016 №2-195 (с учетом корректировок) утверждено распределение субвенций муниципальным образованиям края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальные общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 5 ст. 8 Закона края от 26.06.2014 № 6-2519 «Об образовании Красноярском крае». Бюджету г. Красноярска на 2017 год была предусмотрена сумма субвенции на образование в размере 3 652 006 331,00 руб.

Главным управлением образования администрации г. Красноярска в 2017 году в министерство образования края ежемесячно направлялись заявки на предоставление субвенции на образование, всего на сумму 3 652 006 331,00 рублей, что больше потребности рассчитываемой по утвержденным нормативам в расчете на одного обучающегося на сумму 3 268 976,93 рублей (3 652 006 331,00 руб. - 3 648 737 354,07 руб.). Испрашиваемые средства субвенции на образования поступили в бюджет г. Красноярска в сумме 3 652 006 331,00 рублей, были в этом размере перечислены в Главное управление образования, которым полностью распределены по муниципальным общеобразовательным учреждениям г. Красноярска в форме субсидий на выполнение муниципального задания.

Таким образом, Главным управлением образования администрации г.Красноярска была завышена потребность в средствах субвенции необходимых для реализации основных и дополнительных программ относительно потребности, определяемой в соответствии с утвержденными нормативами в расчете на одного обучающегося, на сумму 3 268 976,93 рублей. Указанные денежные средства были потрачены.

Данные обстоятельства установлены актом проверки (т.1 л.д. 118-190), протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.82-89), иными материалами дела.

Получение и использование субвенции в размере, превышающем нормативный расчет, нарушает установленный порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетного трансферта.

Доводы рассматриваемой жалобы о том, что размер субвенции на сумму 72 378 900,00 рублей был дополнительно доведен министерством образования и науки Красноярского края в целях приобретения учебников, а равно, о том, что предоставленные из краевого бюджета средства в размере 22862,15 рублей были потрачены на погашение кредиторской задолженности по страховым взносам за декабрь 2016 года, отмену постановления и судебного решения не влекут.

Из материалов дела, в том числе, письма первого заместителя министра образования Красноярского края Анохина Н.В. следует, что городу Красноярску на приобретение учебников дополнительно было выделено 72 378 900,00 рублей путем увеличения ранее определенного объема субвенции на 2017 год на общее образование, без увеличения норматива обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в части обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями в образовательных организациях в расчете на одного обучающегося.

Таким образом, дополнительные средства могли быть использованы только в рамках нормативно определенных затрат в расчете на одного обучающегося. Правовых оснований для использования субвенции, в том числе выделенной дополнительно, в объеме, превышающим фактическую потребность, рассчитанную исходя из действующих нормативов и численности обучающихся, Главное управление образования г. Красноярска не имело.

Кроме того, согласно п.3 ст.14 Закон Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов» погашение кредиторской задолженности, сложившейся по принятым в предыдущие годы, фактически произведенным, но не оплаченным по состоянию на 1 января 2017 года обязательствам (за исключением обязательств по государственным контрактам, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи), производится главными распорядителями средств краевого бюджета за счет утвержденных им бюджетных ассигнований на 2017 год.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании распоряжения администрации г.Красноярска от 18.01.2013 № 10-р л/с (т.1 л.д.191) и приказа Главного управления образования г. Красноярска от 14.10.2013 № 146л/с «О переводе Аксеновой М.А.» (т.1 л.д.201) Аксенова М.А. является заместителем руководителя Главного управления образования г. Красноярска.

Согласно должностной инструкции в должностные обязанности Аксеновой М.А. входит: осуществление контроля за подготовкой предложений, расчетов и обоснований, необходимых для разработки проекта бюджета города в части исполнения собственных и переданных полномочий в области образования (п.2.1 должностной инструкции); организация анализа, планирования потребности отрасли в финансовых ресурсах, обеспечивающих ее функционирование и развитие (п.2.2 должностной инструкции); осуществление контроля за реализацией федеральных, региональных проектов, краевых и муниципальных программ и за разработкой местных нормативов финансирования системы образования (п.2.3 должностной инструкции); осуществление контроля за сбором, накоплением, ведением анализа и осуществлением прогноза статистических данных по муниципальным образовательным учреждениям, сводом тарификации по отрасли (п.2.4 должностной инструкции); взаимодействие с министерством образования и науки Красноярского края, органами администрации города по финансово-экономическим вопросам (п.2.11должностной инструкции).

В соответствии с п.5.1 должностной инструкции на Аксенову М. А. возложена ответственность за обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными Главным управлением образования бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (т.1 л.д.204-208).

Анализ приведенных выше положений законодательства, установленных фактических обстоятельств и объема должностных полномочий Аксеновой М.А., свидетельствует об обоснованности ее привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ. Доводы рассматриваемой жалобы об обратном, несостоятельны.

Ссылка в постановлении при описании обстоятельств административного правонарушения на нормативные акты, регламентирующие полномочия Красноярского края и муниципальных образований по получению и расходованию допустима и не является нарушением положений КоАП РФ.

Наказание Аксеновой М.А. определено справедливое, в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ и санкцией статьи, минимально возможное и снижению не подлежит.

Процессуальные нормы в ходе производства по делу не нарушены.

Судебное разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Все представленные доказательства судьей исследованы и правильно оценены. Решение судьи мотивировано, содержащиеся в нем выводы подтверждаются материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 19 декабря 2018 года и постановление заместителя руководителя- начальника организационно-правового отдела службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 17 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении Аксеновой Марины Александровны оставить без изменения, жалобу Аксеновой М.А. - без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда: Ю.А. Жихарев