Судья Егошина Г.А. Дело № 7р-190/2012
РЕШЕНИЕ
29 октября 2012 года г. Йошкар-Ола
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И., при ведении протокола помощником судьи Смирновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО1 на определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 октября 2012 года, которым оставлено без удовлетворения заявление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО1 о разъяснении способа и порядка исполнения постановления судьи от 24 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 мая 2012 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в специальное помещение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства – в специальный приемник при УМВД России по г. Йошкар-Оле для обеспечения его выезда за пределы Российской Федерации.
Постановлением и.о. Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 сентября 2012 года постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 мая 2012 года изменено, постановлено считать, что ФИО2 является лицом без гражданства.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО1 обратилась в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления о назначении административного наказания в связи с тем, что ФИО2 является лицом без гражданства.
Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 октября 2012 года в удовлетворении указанного заявления отказано.
Судебный пристав-исполнитель ФИО1 подала в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобу, в которой просит отменить определение судьи и разрешить вопрос по существу. Указывает, что вопрос, поставленный в заявлении, о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа в связи с тем, что ФИО2 является лицом без гражданства и не определено государство для его выезда за пределы РФ, не был разрешен. Неясным также остается вопрос о правомочии судебного пристава-исполнителя в рамках исполнения исполнительного документа предъявить требования к УФМС и МВД об обязательном принятии ими мер по определению государства выезда выдворяемого ФИО2 в порядке п. 51 Приказа МВД РФ № 758, ФМС РФ № 240 от 12 октября 2009 года «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства».
На рассмотрение жалобы ФИО2, ..., явился, однако покинул здание суда до начала судебного заседания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку вопрос о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа инициирован не им, непосредственно его процессуальных прав как лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не затрагивает.
Выслушав объяснения судебного пристава-исполнителя ФИО1, поддержавшей жалобу, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ в случае неясности способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, вынесшим постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.
Согласно п. 2 ст. 32.9 КоАП РФ при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации постановление об административном выдворении исполняется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства определен в ст. 32.10 КоАП РФ, согласно которой исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.
По смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ) положения указанного закона применяются также к лицам без гражданства, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 указанного закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, или его территориальный орган либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 мая 2012 года ФИО2 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в специальное помещение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства – в специальный приемник при УМВД России по г. Йошкар-Оле для обеспечения его выезда за пределы Российской Федерации.
Таким образом, административное выдворение ФИО2 должно исполняться принудительно.
В соответствии со ст. 109.1 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства исполняется судебным приставом-исполнителем. В статье указано, в чем заключается исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, перечислены конкретные действия судебного пристава-исполнителя.
Определение государства выезда для лица без гражданства, полномочий судебного пристава-исполнителя при административном выдворении лица без гражданства, а также вопрос о порядке взаимодействия службы судебных приставов с Министерством внутренних дел и Управлением федеральной миграционной службы при административном выдворении за пределы Российской Федерации лица без гражданства не входят в компетенцию суда. Суд является органом власти, осуществляющим правосудие, и не обладает правомочиями по определению компетенции и порядка взаимодействия органов исполнительной власти.
Таким образом, судья Йошкар-Олинского городского суда обоснованно указал, что каких-либо неясностей в содержании постановления судьи относительно способа и порядка его исполнения не имеется, в постановлении указан вид и размер административного наказания.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 октября 2012 года оставить без изменения, жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова