ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-1/16 от 15.01.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Кропотова Т.Е. Дело № 7р-1/2016 (7р-621/2015;)

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 15 января 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Мироновой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу открытого акционерного общества «Марий Эл Дорстрой» на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 года, вынесенное по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл от 29 июня 2015 года № 79 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Марий Эл Дорстрой», <...>, юридический адрес: <...>, <адрес>,

УСТАНОВИЛА:

постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл) от 29 июня 2015 года № 79 ОАО «Марий Эл Дорстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 года жалоба ОАО «Марий Эл Дорстрой» на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ОАО «Марий Эл Дорстрой» просит решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В письменном отзыве Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл просит оставить жалобу ОАО «Марий Эл Дорстрой» без изменения.

Выслушав объяснения представителя ОАО «Марий Эл Дорстрой» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы и объяснения, данные в предыдущих судебных заседаниях, объяснения представителей Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл ФИО2 и ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, поддержавших отзыв на жалобу и ранее данные пояснения, изучив доводы жалобы, отзыва, проверив материалы дела об административном правонарушении № 05-070/2015, дела по жалобе на постановление должностного лица № 12-918/2015, прихожу к следующему.

В части 3 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Как следует из постановления от 29 июня 2015 года № 79, должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл в вину ОАО «Марий Эл Дорстрой» вменено нарушение требований статьи 16.1, пункта 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 3.4, 11.1, 11.2, 11.3 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28.11.1983 года (ПЭУ-84), выразившееся в том, что общество, являясь юридическим лицом, имеющим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух (установки очистки газа), не поставило эти объекты на государственный учет в Управлении Росприроднадзора по Республике Марий Эл, не представило паспорта на установки очистки газа.

Как следует из постановления о привлечении ОАО «Марий Эл Дорстрой» к административной ответственности, общество имеет в составе асфальто-смесительных установок, используемых в производственной деятельности, пылегазоочистные установки, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Понятие установки очистки газа дано в статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой под такой установкой понимается сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с положениями статьи 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 статьи 21 названного закона в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды ведется государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа.

Приказом Минприроды РФ от 26.10.2011 года № 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» в соответствии со статьями 5 и 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» утвержден Порядок государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действующий с 13 апреля 2012 года. Рассматриваемый Порядок определяет правила ведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Государственный учет включает в себя учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее - хозяйствующие субъекты); учет источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники выбросов); учет количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы).

Государственный учет ведется путем формирования и наполнения базы данных документированной информацией о хозяйствующих субъектах, источниках выбросов, выбросах (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктом 7 Порядка декларативная часть базы данных включает, в том числе, сведения (данные) об источниках выбросов, подлежащих государственному учету и нормированию.

Согласно пункту 8 после внесения сведений о хозяйствующем субъекте, о его источниках выбросов, а также о количестве и составе выбросов в декларативную часть базы данных Росприроднадзором хозяйствующему субъекту и его обособленным производственным территориям присваиваются индивидуальные составные коды-идентификаторы (далее - ИСКИ), подтверждающие его/их постановку на государственный учет по месту нахождения производственных территорий хозяйствующего субъекта, и в 10-дневный срок направляется уведомление о постановке на государственный учет в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Порядку.

В силу пункта 9 Порядка хозяйствующие субъекты, имеющие утвержденные территориальным органом Ростехнадзора предельно допустимые или временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), для постановки на государственный учет вправе самостоятельно направить в Росприроднадзор сведения (данные), указанные в пункте 7 настоящего Порядка.

Таким образом, на момент привлечения ОАО «Марий Эл Дорстрой» к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ в Российской Федерации учет источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществлялся в соответствии с вышеуказанным Приказом Минприроды РФ от 26.10.2011 года № 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Актуальность применения данного приказа после введения его в действие также подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 июля 2013 года № СМ-08-02-36/9728, адресованным территориальным органам Росприроднадзора, в котором дается разъяснение о применении Приказа Минприроды РФ от 26.10.2011 года № 863 в части ведения в электронном виде базы данных государственного учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и указывается, в том числе, на то, что данный приказ не предусматривает обязанности хозяйствующих субъектов специально направлять информацию для целей государственного учета, а также полномочий Росприроднадзора истребовать такую информацию, содержатся выводы о неурегулировании ряда вопросов на нормативно-правовом уровне.

Между тем, как следует из постановления должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл, административный орган в части постановки на государственный учет установок очистки газа применял по состоянию на день вынесения указанного постановления Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденные Минхиммашем СССР 28.11.1983 года (ПЭУ-84), действовавшие до 1 июля 2015 года, нарушение которых вменено ОАО «Марий Эл Дорстрой». Согласно постановлению ОАО «Марий Эл Дорстрой» должно было поставить на учет установки очистки газа в соответствии с пунктами 3.4, 11.1, 11.2, 11.3 указанных Правил.

Так, в силу пункта 3.4 Правил все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Госинспекциях газоочистки (см. раздел 11 настоящих ПЭУ).

Согласно пункту 11.1 ПЭУ-84 предприятия, учреждения и организации обязаны регистрировать установки очистки газа в региональных Госинспекциях газоочистки с целью их учета.

Регистрации подлежат все установки очистки газа (пункт 11.2).

В соответствии с пунктом 11.3 для регистрации представляются:

а) паспорт установки очистки газа (по форме Приложения 1 ПЭУ);

б) акт приемки оборудования (по форме приложения 1 СНиП III-3-81).

В обоснование применения указанных Правил к порядку государственного учета установок очистки газа административный орган ссылается на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 августа 2011 года № ВК-03-01-36/11189 «О государственном учете установок очистки газа». Согласно данному письму Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими обращениями территориальных органов Росприроднадзора по вопросу осуществления полномочия по государственному учету установок очистки газа, проанализировав полномочия Росприроднадзора по государственному учету установок очистки газа и Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденные Минхиммашем СССР 28.11.1983 года, в которых определен порядок регистрации установок очистки газа, доводит до сведения, что учет данных установок осуществляется территориальными органами Росприроднадзора и оформляется соответствующей записью в паспорте данной установки: «поставлен на государственный учет».

Нахожу неправомерным вывод административного органа о применении на основании указанного письма от 29 августа 2011 года порядка регистрации установок очистки газа, предусмотренного в Правилах эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28.11.1983 года, к отношениям по государственному учету установок очистки газа с учетом введения в действие в апреле 2012 года ранее названного Приказа Минприроды РФ от 26.10.2011 года № 863.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не является нормативным правовым актом, а кроме того, период действия указанного разъяснения, данного в августе 2011 года, был ограничен периодом до введения в действие в апреле 2012 года указанного выше Приказа Минприроды РФ от 26.10.2011 года № 863. Согласно пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.

Таким образом, на момент привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ уже действовал порядок государственного учета установок очистки газа, установленный Приказом Минприроды РФ от 26.10.2011 года № 863, которым требования к разработке паспортов для установок очистки газа не определены. Не определены такие требования и иными действующими нормативными правовыми актами. Доказательств иного суду не представлено. Напротив, письмом Минприроды России от 28 сентября 2015 года № 12-47/23831 на запрос ОАО «Марий Эл Дорстрой» данная позиция подтверждается (л.д. 16-17).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.

Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, является нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

В вину юридическому лицу вменяется нарушение порядка учета установок очистки газа применительно к Правилам эксплуатации установок очистки газа, утвержденным Минхиммашем СССР 28.11.1983 года. Сведений о нарушении обществом Приказа Минприроды РФ от 26.10.2011 года № 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» материалы дела не содержат, административный орган на это не ссылался. Суд же не выполняет по делам об административных правонарушениях обвинительную функцию (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года № 1311-О и № 1312-О, от 18 сентября 2014 года № 1817-О); процессуальные действия, направленные на сбор доказательств, осуществляются должностными лицами административного органа.

Следовательно, несоблюдение ОАО «Марий Эл Дорстрой» Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28.11.1983 года, не может быть квалифицировано как нарушение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, что не было учтено при рассмотрении дела старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл и при пересмотре дела судьей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 8.21 КоАП РФ, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для привлечения этого юридического лица к административной ответственности в соответствии с указанной нормой.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

жалобу открытого акционерного общества «Марий Эл Дорстрой» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл от 29 июня 2015 года № 79 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Марий Эл Дорстрой» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Марий Эл Дорстрой» прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Э.И. Салихова