ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-208/2022 от 09.02.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Федорова О.А. Дело № 7р – 208/2022

Р Е Ш Е Н И Е

09 февраля 2022 года г. Красноярск, пр. Мира, 9

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Валуевой Е.П. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору № 719/733/734/735/738/739/740/760/761/803/804/806/810/811/881/886/889/890 от 22 июня 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении департамента городского хозяйства администрации города Красноярска,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору № 719/733/734/735/738/739/740/760/761/803/ 804/806/810/811/881/886/889/890 от 22 июня 2021 года департамент городского хозяйства администрации города Красноярска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 202000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 08 ноября 2021 года данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в краевой суд в порядке статей 30.1-30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник Валуева Е.П. просит отменить вышеуказанные постановление, решение и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, поскольку вина департамента в совершении вмененного правонарушения не доказана; функции по очистке от сухой травянистой растительности земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложена на администрации районов города; факт произрастания сухой травянистой растительности по указанным в постановлении адресам до пожара не устанавливался.

Жалоба направлена Валуевой Е.П. в течение десяти суток со дня получения копии решения, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу, принятие решения о восстановлении срока обжалования, о чем защитником заявлено ходатайство, не требуется.

Проверив материалы дела, выслушав защитника департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Валуеву Е.П., поддержавшую изложенные в жалобе доводы, нахожу постановление и решение судьи законными и обоснованными.

Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершённые в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Из материалов дела следует, что департамент городского хозяйства администрации города Красноярска в нарушение требований пункта 67 Правил противопожарного режима не обеспечил очистку от сухой травянистой растительности участков местности, государственная собственность на которые не разграничена, в <адрес> по следующим адресам: с южной стороны от здания по <адрес>; с северной стороны от СНТ «Мечта-2»; с юго-восточной стороны от здания по <адрес> «А»; с юго-восточной стороны от здания по <адрес>; с юго-восточной стороны от здания по <адрес><адрес> с южной стороны от здания по <адрес>, <адрес>; с юго-восточной стороны от здания по <адрес> «<адрес>»; с южной стороны от здания по <адрес> «<адрес>»; с северо-восточной стороны от здания по <адрес> «Д»; с восточной стороны от здания по <адрес>; с северо-западной стороны от здания по <адрес>; с восточной стороны от здания по <адрес>; с восточной стороны от здания по <адрес><адрес> с юго-восточной стороны от здания по <адрес>; с юго-восточной стороны от здания по <адрес>; с северо-западной стороны от здания по <адрес><адрес>; с юго-западной стороны от здания по <адрес>; с юго-западной стороны от здания по <адрес>, <адрес> Данные нарушения выявлены при ликвидации пожаров в период с 10 мая 2021 года по 23 мая 2021 года.

Вина департамента городского хозяйства администрации города Красноярска в совершении правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, анализ которых дан в постановлении и решении.

Довод жалобы о неустановлении факта произрастания сухой травянистой растительности по указанным в постановлении адресам до пожара опровергается материалами дела, в том числе донесениями о пожарах, протоколами осмотра территорий и фототаблицами, пояснениями пожарных, участвовавших в ликвидации возгораний. Сомневаться в достоверности данных доказательств причин нет.

Утверждение защитника Валуевой Е.П. о том, что функции по очистке от сухой травянистой растительности земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложена на администрации районов города, а не на департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, тщательно проверялись судьей районного суда, в решении они изложены, проанализированы, оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Из представленных материалов дела следует, что участки местности, где не была обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, относятся к территориям неразграниченной государственной собственности, расположенным в пределах города Красноярска.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 2.6 Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска», утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, организация благоустройства и озеленения территории города является одной из задач департамента городского хозяйства.

Пунктом 3.3 Положения о департаменте городского хозяйства предусмотрено, что в целях организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организации благоустройства и озеленения территории города, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска Департамент: организует и координирует работу по капитальному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства.

В Программе основных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Красноярска на 2019 – 2023 года исполнителем проведения уборки закрепленных территорий от горючего мусора, опавших листьев и сухой травы указан в первую очередь департамент городского хозяйства администрации города.

В постановлении главы города Красноярска № 306 от 30.04.2021 г. «О предупреждении угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие возгорания сухой растительности на территории города» на департамент городского хозяйства администрации города Красноярска возложена обязанность организовать проведение неотложных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной возгоранием сухой растительности на территории районов города Красноярска.

Согласно ответу руководителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска на представление № 719-890 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных ландшафтными пожарами и предотвращения перехода огня на жилые дома и объекты экономики между ДГХ и МП «ДРСП Ленинского района», МП «САТП» заключены договоры № 64 и № 85 на оказание услуг по выкашиванию травы на территории города Красноярска, в рамках которого осуществляются работы по выкашиванию травы на территории города Красноярска. Также покос травы осуществляется в рамках муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства в городе Красноярске в 2020-2021 г.г.

Тем самым департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска признано, что выполнение очистки от сухой травянистой растительности земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к его компетенции.

Положение об администрации района в городе Красноярске, утвержденное Распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2007 г. №46-р, на пункты 2.2.3 и 2.2.7 которого ссылается в жалобе защитник Валуева Е.П., не содержит обязанности администрации района в городе Красноярске обеспечить очистку земельных участков от сухой травянистой растительности. В Положении указано, что районная администрация лишь участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в районе, осуществлении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении первичных мер пожарной безопасности, выполнении решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Красноярска, а не единолично и в полном объеме осуществляет данные мероприятия.

При таких обстоятельствах действия департамента городского хозяйства администрации города Красноярска по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ квалифицированы верно. Наказание назначено в соответствии с требованиями закона и является справедливым.

Процессуальные нормы в ходе производства по делу об административном правонарушении соблюдены. Судебное разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Постановление и решение судьи отвечают требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, мотивированы, подтверждаются материалами дела.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору № 719/733/734/735/738/739/740/760/761/803/ 804/806/810/811/881/886/889/890 от 22 июня 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении департамента городского хозяйства администрации города Красноярска оставить без изменения, а жалобу защитника Валуевой Е.П. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский