ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-210 от 13.03.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-210

РЕШЕНИЕ

13 марта 2018 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу Попова Николая Геннадьевича на решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 06 февраля 2018 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 08 декабря 2017 года действия члена единой комиссии, созданной заказчиком – администрацией муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» Попова Н.Г., выразившиеся в признании заявки ФИО4 соответствующей требованиям извещения о проведении запроса предложений и положениям ФЗ «О контрактной системе», признаны нарушением части 10 статьи 83 Федерального закона от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе». Согласно данному постановлению неправомерное признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги, которая должна быть отклонена, соответствующей требованиям извещения о проведении запроса предложений и положениям ФЗ «О контрактной системе», влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 7.30 КоАП РФ. На Попова Н.Г. наложен штраф в размере 21850 рублей 95 копеек.

Решением судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 06 февраля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.

Попов Н.Г. в жалобе просит указанные постановление и решение отменить, считая их незаконными.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 7.30 КоАП РФ отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 17 апреля 2017 года заказчиком - администрацией муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» на официальном сайте единой информационной системы с сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300023917000037 о проведении запроса предложений, а также документация о проведении запроса предложений на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 437 019 рублей.

Подпунктом в) пункта 3 части 5.1. «Требования к содержанию заявки на участие в запросе предложений» раздела I «Общие положения» документации о проведении запроса предложений было установлено, что заявка на участие в запросе предложений должна содержать декларацию о соответствии участника запроса предложений требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

На участие в запросе предложений была подана единственная заявка ФИО2, в которой отсутствовала декларация о соответствии участника запроса предложений требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» на имя ФИО4

Согласно части 10 статьи 83 ФЗ «О контрактной системе» комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.

Признание конкурсной комиссией заявки ФИО4 соответствующей требованиям извещения № 0124300023917000037 о проведении запроса предложений и положениям ФЗ «О контрактной системе» при отсутствии декларации о соответствии участника запроса предложений требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» на имя ФИО4 явилось основанием для привлечения члена конкурсной комиссии Попова Н.Г. к административной ответственности по части 6 статьи 7.30 КоАП РФ.

Судья районного суда с выводами заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области согласился.

Вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо.

При этом в силу части 3 статьи 27 указанного Закона участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно материалам дела заявка на участие в запросе предложений подана ФИО2, действующим от имени ФИО3 на основании доверенности № 73 А А 1168303 от 16 января 2017 года, удостоверенной нотариусом нотариального округа города Ульяновска. ФИО3 является собственником жилого помещения включенного в состав предложения. К заявке приложена копия доверенности.

Таким образом, участником закупки являлась ФИО3, а ФИО4 являлся ее представителем.

В составе заявки на участие в запросе предложений ФИО2 представлена декларация о соответствии участника запроса предложений ФИО3 требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Законом и «Требованием к содержанию заявки на участие в запросе предложений» не установлены требования к представителю участника закупки.

Следовательно, положения части 10 статьи 83 ФЗ «О контрактной системе» ФИО2 нарушены не были.

Неверное указание в итоговом протоколе от 26 апреля 2017 года №ИП1 ФИО4 как участника закупки, вместо ФИО3, не меняет его правовое положение в данной закупке.

Кроме того, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Возможности признавать факт нарушения закона, как это указано должностным лицом административно органа в резолютивной части постановления, указанная норма не предусматривает.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 08 декабря 2017 года и решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 06 февраля 2018 года, вынесенные в отношении Попова Н.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном 7.30 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу Попова Н.Г. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 08 декабря 2017 года и решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 06 февраля 2018 года, вынесенные в отношении Попова Н.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.30 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья А.С.Харлов